Геркуланум
10 км от Неаполя
Геркулануму (Herculaneum) досталось от Везувия на полдня позже, чем Помпеям: ветер унес от него прочь облако пепла, но к ночи город залило пирокластическими потоками — лавиной из раскаленных камней и газов,— причем залило настолько плотно, что под 15-20-метровым туфовым покрывалом не осталось ни влаги, ни кислорода, и в результате все быстропортящиеся предметы, от деревянных потолочных балок до фрагментов папирусов, попали в руки ученых в нетленном виде. Правда, копать было крайне сложно: мало того что слой вулканических выбросов здесь особенно толстый и твердый, так еще над античным Геркуланумом вырос современный Эрколано. Всерьез развернуться археологи смогли лишь в XX веке; в 1980-х годах, например, они выяснили, что не все местные жители спаслись, как думали раньше: многих поток настиг в лодочных сараях на берегу. Когда же удастся завершить работы, неясно до сих пор. Зато у Геркуланума есть явное преимущество: зона раскопок тут заметно меньше, чем в Помпеях (да и при жизни городок не мог тягаться с соседом), так что если времени в обрез, направиться стоит именно сюда. Вдобавок Геркуланум ближе и к Неаполю, и к Везувию, на вершину которого можно без хлопот залезть.
Спуск к развалинам напоминает спуск в кратер. Внизу расстилается правильная сетка улиц: с запада на восток тянутся два декумануса, а их под прямым углом пересекают три кардо (тех и других было больше, но не все раскопаны). Вдоль улиц стоят жилые дома; общественных сооружений в Геркулануме показывают немного.
Одно из них — зал Августалов (Sede degli Augustali) — можно найти на кардо III. Жрецов-августалов там окружали фрески с Геркулесом и Ахелоем, Юноной, Минервой и прочими. Не меньше впечатляет убранство дома Нептуна и Амфитриты (Casa di Nettuno е Anfitrite) на параллельной улице: до нас дошли великолепные красочные мозаики в летнем триклинии (сцены охоты и чета, морских богов), а еще — батарея амфор на полках у входа (хозяева держали винную лавку). Самнитский дом (Casa Sannitica) на том же кардо IV интересен просторным атриумом, где под высоким потолком виднеется легкая галерея с колоннами и решетчатым парапетом. Напротив — остатки Городских терм (Terme Urbane) с черно-белыми мозаиками на полах.
Два здания по другую сторону декумануса привлекают деревянными деталями: в первом сохранилась некая перегородка (Casa del Tramezzo di Legno), во втором — каркас (Casa a Graticcio). А в западном конце Четвертого кардо стоит аристократический дом с Мозаичным атриумом (Casa dell’Atrio a Mosaico), где помимо атриумного пола, похожего на увиденную в кривом зеркале шахматную доску, достойна внимания мозаика в коридоре.
На кардо V хорош дом с Оленями (Casa dei Cervi). Загнанных собаками мраморных оленей, сатира с винным бурдюком и писающего пьяного Геркулеса отсюда унесли в музей, но любопытно взглянуть и на установленные в садике копии этих скульптур, а также на фрагменты фресок и выложенные разноцветным мрамором полы. Дом с Рельефом Телефа (Casa del Rilievo di Telefo) на другой стороне дороги славится красным атриумом и многочисленными рельефами (опять же в копиях), самый известный из которых рассказывает историю, Геркулесова сына Телефа, мифического основателя города. Весь прилегающий квартал занимали лавки: в зеленной сохранился прилавок, в пекарне — жернова и печь, в красильне — емкости для красок.
И еще один пункт программы, уже за пределами раскопок, открывшийся в 2008 году Виртуальный археологический музей (Museo Archeologico Virtuale): мультимедийные инсталляции делают устройство античной жизни намного понятнее; заодно показывают извержение Везувия в стиле компьютерной игры. Неподалеку есть надежная остерия Viva lo Re.