Вентиляция картера двигателя ГАЗ-24.

На горьковский автомобильный завод, как нам сообщили оттуда, поступают, время от времени жалобы, в основном из таксомоторных парков, на то, что при пробеге более 80 тысяч километров двигатели «волги» начинают менее устойчиво работать на холостом ходу и к тому же увеличивается расход бензина. Аналогичные сообщения попадаются и в редакционной почте. Заводские специалисты обследовали тысячи ГАЗ—24 в городах Горьком, Владимире, Ташкенте, Сочи. И было установлено: дело в системе вентиляции картера двигателя.

Что это за система, как работает и, главное, что делать, чтобы не возникало претензий к ней? Отвечает инженер ГАЗа.

При работе автомобильного бензинового двигателя выделяются токсичные вещества. Это отработавшие газы, выбрасываемые из системы выпуска, и так называемые картерные газы, образующиеся в картере двигателя при окислении масла. Последние более токсичны, особенно по содержанию несгоревших углеводородов (СН). И основное назначение закрытой системы вентиляции картера как раз в том, чтобы снизить выброс СН, направить их на «дожигание» в цилиндры двигателя. А кроме того, улучшить сам процесс горения рабочей смеси.

Вентиляция картера двигателя ГАЗ-24_001

У двигателя ГАЗ—24 система состоит из двух ветвей 2 и 4. Как она работает? На холостом ходу и при движении с частичной нагрузкой двигателя, при постоянной скорости до 100 км/ч разрежение за дроссельной заслонкой карбюратора высокое. Под его действием картерные газы проходят лабиринтный маслоотделитель 3 и сетчатые элементы 6 в крышке коромысел и поступают по шлангу 4 через калиброванное щелевое отверстие 8 в за дроссельное пространство карбюратора. Но предварительно они смешиваются с чистым воздухом, который под действием того же разрежения поступает по шлангу 2 большого диаметра от воздушного фильтра. Выходящий с большой скоростью из щелевого отверстия 8 поток горячих картерных газов и свежего воздуха сталкивается за дросселем с потоком горючей смеси, дополнительно распыливая и перемешивая ее. Таким образом, улучшается сгорание и догорание токсичных углеводородов.

На режимах полной нагрузки (разгон, движение с полностью открытым дросселем) разрежение в воздушном фильтре возрастает и становится практически таким же, как и за дросселем. Картерные газы отсасываются во впускной тракт по обеим ветвям — 2 и 4, причем основная их часть следует по более широкому шлангу 2 и через крышку воздушного фильтра 1 попадает в карбюратор.

Вентиляция картера двигателя ГАЗ-24_002

Ясно, что при любых режимах движения в картер двигателя не подается свежий воздух. В результате уменьшается окисление горячего масла. В картере поддерживается небольшое разрежение, поэтому нет случайных выбросов картерных газов в атмосферу.

Улучшение смесеобразования и горения топлива на холостом ходу и частичных нагрузках позволяет двигателям с закрытой системой вентиляций снизить содержание в отработавших газах окиси углерода на 35--40%, углеводородов до 15% и окиси азота на 5—6%. То есть мы видим одни плюсы системы.

А что же вызывало жалобы? Обследование выявило: их причиной было несоблюдение заводской инструкции по техническому обслуживанию. В ней предписывается через каждые 48 тысяч километров проводить работы по очистке и проверке закрытой системы вентиляции. А на практике эти работы, как выяснилось, не проводили иногда даже при 160—180-тысячном пробеге.

Вентиляция картера двигателя ГАЗ-24_003

Что же надо делать? Перечень работ невелик и прост. Снимите воздушный фильтр, крышку коромысел, шланги вентиляции и карбюратор. Промойте детали (кроме фильтра) керосином, продуйте их сжатым воздухом. Тщательно очистите и продуйте трубу вентиляции картера в корпусе воздушного фильтра, каналы и щель калиброванного отверстия во впускной трубе. Это нужно, чтобы удалить отложения частиц масла. Особое внимание обратите на чистоту калиброванного сечения и подводящего канала диаметром 6 мм во впускной трубе. В холодное время вдобавок к этому смойте пенистый налет изнутри на крышке масло заливной горловины. Запомните: эти работы надо проводить через 48—50 тысяч километров, если в двигателе вашей «Волги» масла М6з/10Г1, М10ГИ и М12Г или М12ГИ, рекомендованные заводом. Если же используется заменитель — АС-8, все операции требуются уже через 24—25 тысяч километров.

Вентиляция картера двигателя ГАЗ-24_004

После всего тщательно соберите узлы, обращая внимание на герметичность соединений.

И наконец, проверка. Она тоже несложна. Пережмите шланг малого диаметра, подводящий картерные газы во впускную трубу. Двигатель, работающий на малых оборотах холостого хода, должен дать перебои или заглохнуть. Если это так, то система работает нормально.