Репортаж с места водителя.

Большое и емкое понятие активной безопасности автомобиля складывается из таких частных деталей, как улучшенная обзорность, обеспечиваемая стеклами передних дверей, и удобная регулировка наружного зеркала заднего вида (фото 1), легко читаемые приборы и приятное на ощупь рулевое колесо (фото 2), легкодоступная и простая регулировка фар (фото 3) и сконцентрированные в одном блоке защитные элементы бортовой электросети (фото 4). Мощные галогенные фары и энергоемкие алюминиевые бамперы ВАЗ—2105 подчеркивают стремление конструкторов сделать эту машину более безопасной.

Знакомство с новой машиной для человека, работающего в автомобильном журнале, может начинаться по-разному. Например, он посмотрит ее в опытном образце, потом пройдет вдоль заводского конвейера, где идет сборка первых серийных машин, прочитает инструкцию с описанием конструктивных особенностей и лишь, затем сядет за руль и испытает ее в деле. Наверное, это правильный рациональный путь. Но, мне кажется, у него есть один минус: при таком способе знакомства теряешь прелесть своего первооткрывания, первого ощущения, на многое смотришь уже привычным взглядом.

Репортаж с места водителя_001

Совсем другое — познавать машину, что называется, с дороги: сначала найти с ней общий язык, заставить в обостренном режиме поработать все свои органы чувств, зарегистрировать приборами ее характеристики, а уж затем обратиться к конструктивным изюминкам. На мой взгляд, так лучше удается сохранить для себя неповторимость первых впечатлений, и потому я был рад представившейся возможности провести на дорогах автополигона ознакомительный тест новой вазовской модели с индексом «2105».

У каждого автомобиля свое лицо, отражающее профессиональный вкус и талант создавших его конструкторов и художников. Если бы эти понятия имели абсолютное значение, мы ездили бы на неразличимых, безликих машинах. К счастью, это не так, и почти каждым автомобилем мы можем любоваться как произведением инженерного искусства. ВАЗ—2105 не дразнит оригинальностью форм. В его внешнем облике не ультрасовременный, а спокойный стиль с подчеркнутой ориентацией на безопасность. Минимум сверкающих хромом деталей, энергоемкие алюминиевые бамперы, мощная светотехника. Дополняют этот перечень черные без бликов поводки стеклоочистителей с такими же щетками и чуть более широкие, чем у того же 1300-кубового ВАЗ—21011, шины МИ-166 со стальным брекером.

Репортаж с места водителя_002

После того как я устроился на водительском сиденье и отрегулировал его положение под свой рост и манеру сидеть за рулем, мне показалось, что основные качества «2105» можно было бы определить двумя часто употребляемыми в кругах автомобилистов словами: безопасность и комфорт. Из чего сложилось это впечатление? Очевидно, из удобной и плотной посадки на сиденье с высоким надежным подголовником. Такой же подголовник и на месте переднего пассажира. Все сиденья ВАЗ—2105 оборудованы ремнями безопасности. Над лобовым стеклом толстый сандвич энергоемкой накладки, в которой размещены мягкие противосолнечные щитки. Панель приборов и весь интерьер салона спроектированы в полном соответствии с современными международными нормами безопасности.

Рычаги и педали у «2105» не изменились по сравнению с прежними моделями «жигулей», а обновленное шероховатое рулевое колесо лучше лежит в ладонях. Удачна композиция щитка приборов с четкими и ясными символами контролируемых состояний агрегатов, с блоком крупных сигнальных ламп и новым весьма полезным прибором—вольт-метром, позволяющим постоянно следить за напряжением в бортовой электросети.

Репортаж с места водителя_003

Еще одно приятное ощущение удобства ради безопасности возникло у меня перед тем, как я пустил мотор и включил передачу. Не открывая окна или двери, одним движением левой руки в салоне отрегулировал положение наружного зеркала заднего вида. Надо отметить, что отсутствие поворотной форточки с ее арматурой значительно улучшило обзорность через окно передней двери. Регулируя внутреннее зеркало заднего вида, я с удовольствием обратил внимание на тонкую сетку нагревательного элемента, встроенного в заднее трехслойное стекло. Благодаря этой принадлежности в любой мороз и при любой влажности в салоне обеспечен полный обзор через заднее стекло, В условиях стремительно уплотняющегося транспортного потока на наших дорогах это очень важное обстоятельство.

Двигатели ВАЗ—2105 с ременным приводом распределительного вала я видел, действительно ли автомобиль так легко и полно позволяет распоряжаться заложенными в него динамическими качествами.

Репортаж с места водителя_004

Для испытаний мы выбрали несколько типов дорог: динамометрическую, где можно проверить скоростные и экономические характеристики машины, горные — с большим количеством изменений траекторий движения и поворотов и специальные контрольные подъемы разнообразной крутизны: 30, 40 и 50%. Вот результаты, итоговые в нескольких заездах на динамометрической дороге (в скобках приведены гарантированные заводом показатели, которые внесены в технические условия на ВАЗ—2105 и в прилагаемую к нему инструкцию):

  • максимальная скорость, км/ч — 145— 146 (145);
  • время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 15,5-16,6 (18).

Уж коли испытывать, как быстро способен разгоняться автомобиль до интересующей тебя скорости, то не менее интересно посмотреть, как он расходует топливо, что в этом отношении дали ему новый карбюратор, электрический вентилятор системы охлаждения, не требующий для себя определенной доли лошадиных сил, новый распределитель зажигания и современные шины. Сегодня, когда каждый автомобилист сознает необходимость бережно относиться к далеко не безграничным запасам топлива, экономические показатели машины начинают отодвигать в тень ее скоростные качества. Похоже, что старая поговорка «Тише едешь — дальше будешь» становится снова актуальной, допуская, конечно, что цифры, характеризующие динамику «2105», можно отнести к категории «тише».

Репортаж с места водителя_005

Если названная поговорка может быть справедлива вообще, то тем более справедливой она оказалась в частном случае при равномерном движении ВАЗ — 2105 на прямой передаче. Как обязывает ГОСТ на определение экономических характеристик автомобиля, мы вели тест на разных установившихся скоростях, двигаясь по мерному километру в обе стороны, и записывали показания расходомера. В сравнении с экономической характеристикой ВАЗ—21011 (кривую его расхода топлива в аналогичных условиях мы приводили в январском номере 1979 года) у ВАЗ—2105 на 10—15% лучшие показатели во всем диапазоне скоростей.

Я подумал, что на ВАЗ—2105, как, впрочем, и на других машинах, в городе лучше не спеша ехать, чем стоять у светофора. Но уж если стоять, то лучше на «2105» — токсичность выхлопных газов, определяемая при оборотах холостого хода, у него зажата в самые жесткие рамки. Благодаря «Озону» количество углекислого газа в них не выше 1,4% при допустимой норме 1.5.

Репортаж с места водителя_006

Говоря о контролируемых параметрах, надо, упомянуть об сильном уровне шума, производимого машиной. «2105» на 2 децибела тише своих предшественников.

Безусловно, в результатах есть какая-то внутренняя прелесть, постигаемая в их сравнении. Но в сравнении с ними самими управление машиной на горных дорогах полигона стоит, на мой взгляд, чуть-чуть выше. Здесь в полной мере я смог оценить работу всего автомобиля — и мотора, и коробки передач, и рулевого управления, и шин,- Машина заслуживает самых добрых слов.

Репортаж с места водителя_007

За время нашего теста только один раз удалось заставить сработать электровентилятор системы охлаждения. Сразу же после горных дорог мы решили испытать машину на контрольных подъемах. Надо сказать, что стоя у подножия даже самого пологого из них (30%), видишь перед собой почти стену. С трудом представляешь себе, что автомобиль вообще может въехать на подъем в 40 и тем более 50%. максимально загруженный ВАЗ—2105 поочередно с простым разгоном поднимался на каждый из них, но у вершины последнего у меня было желание помочь ему.

Только после дорожных тестов мы решили внимательнее разглядеть подкапотные новинки. Среди них обращают на себя внимание большие и удобные пластмассовые головки винтов, посредством которых без всякого дополнительного инструмента регулируют направление мощных световых пучков галогенных фар. При этом упростилась технология регулировки. Можно поставить машину перед размеченным экраном и, поворачивая винты вертикальной или горизонтальной регулировки, перемещать луч света в нужном направлении. Прежде такую работу надо было выполнять в несколько приемов. В одном легкодоступном для обслуживания блоке, закрытом прозрачной крышкой с символами защищаемых приборов, собраны предохранители и реле, которым владелец автомобиля наиболее часто уделяет внимание в эксплуатации. Большим плюсом ременного привода распределительного вала является не только уменьшение шумности мотора, но и лучшая, по сравнению с цепью, доступность для обслуживания и замены. Достаточно снять пластмассовый кожух, закрывающий ремень снаружи, и он оказывается полностью открытым для контроля.

Репортаж с места водителя_008

Показать все новое, что заложили в «2105» конструкторы, одним разом невозможно, да мы и не ставили себе такую цель. Смысл этой первой пробы — поближе познакомить читателей с новой машиной, рассказывая о ней с места водителя.