«КОРРЕКЦИЯ» И ЭК-2

В последнее время получила распространение идея корректирования зажигания при помощи электронных устройств непосредственно в процессе работы двигателя. И это вполне оправдано: качество топлива на АЗС нестабильно, а двигатель — слишком дорогой агрегат, чтобы равнодушно относиться к его долговечности. И журнал, с учетом проявляемого интереса к этой теме, уделил ей соответствующее внимание: мы писали об ЭК-1 (1986, N9 8; 1987, N9 1, 6) и о БУЗ-06 (1988, N° 12). Но появляются новые приборы, стало быть, нужно рассказывать и о них. Сделает это научный сотрудник НПО «Автоэлектроника» Л. ГУТЦАЙТ.

Для надежного пуска (тем более — при отрицательных температурах) момент зажигания должен приближаться к ВМТ, то есть опережение его должно быть очень поздним. Но малый установочный угол влечет потерю мощности и ухудшение экономичности не только в зоне холостых оборотов, но тем большую, чем эти обороты выше. Изначальное же увеличение установочного угла улучшает работу двигателя и его показатели, но затрудняет пуск и способствует появлению детонации. Это противоречие долгое время было неразрешимым. И только с приходом в автомобиль электроники появилась возможность реально изменить ситуацию.

Блок, показанный на фото 1, условно назван «Коррекция». Он, как видите, состоит из двух элементов — транзисторного прибора и регулятора. Прибор может стоять как в подкапотном пространстве, так и в салоне. Регулятор размещается на панели приборов. Блок предназначен для классических систем зажигания и позволяет изменять угол опережения прямо в процессе движения автомобиля.

«КОРРЕКЦИЯ» И ЭК-2_001

Характеристика коррекции угла подобрана таким образом, чтобы в момент пуска этот угол был минимальным, а с ростом оборотов увеличивался, обеспечивая бездетонационную работу двигателя и его наивыгоднейшие характеристики. Блок успешно справляется со своими задачами даже при заметном падении напряжения аккумуляторной батареи, а в случае, когда коррекция не нужна, выполняет функции электронного зажигания — на этот случай предусмотрено особое положение переключателя. Как и все устройства такого рода, блок продляет работоспособность контактов прерывателя, поскольку они почти не подгорают. А вот что совсем необычно — это встроенный светодиод, который облегчает регулировку угла замкнутого состояния контактов при ручной прокрутке двигателя.

Блок успешно прошел весь цикл испытаний в сравнении с известными уже устройствами БУЗ-06 и «Электроника- К1»; некоторые результаты их приведены в табл. 1. Они говорят сами за себя. Добавим лишь следующее.

Чтобы реализовать все, что заложено в БУЗ-06, нужно при его установке загодя повернуть прерыватель-распределитель в опережение примерно на 10°, то есть до отказа, а увеличение оборотов холостого хода скомпенсировать винтом количества смеси. С этим можно согласиться, если закрыть глаза на неудобства, связанные с операциями предварительной перестройки систем, и учесть, что после переключения тумблера с электронной системы зажигания на классическую штатные характеристики не возвращаются в исходное положение, их снова надо подстраивать вручную.

«КОРРЕКЦИЯ» И ЭК-2_002

Блок «Коррекция» свободен от этих недостатков. Уже в нынешнем году три промышленных предприятия начинают его поставку в торговую сеть, Это завод «Радиоизмеритель» в Киеве, подольский электромеханический и сафоновский электромашиностроительный заводы. Если же еще найдутся предприятия, желающие выпускать прибор, НПО «Автоэлектроника» (г. Москва) предоставит им всю необходимую техническую документацию.

Здесь уместно также упомянуть о так называемых приставках — устройствах, самостоятельно не работающих, но в комплекте с блоком контактно-тиристорной системы зажигания корректирующих угол опережения (УОЗ) в запаздывание.

«КОРРЕКЦИЯ» И ЭК-2_003

«За рулем» неоднократно писал об одной такой приставке — устройстве ЭК-1, которое и является встроенным корректором УОЗ в блоке «Электроника-К1». Оно дает не плавное, а скачкообразное изменение УОЗ почти на 15° и такой же скачкообразный уход характеристики УОЗ в запаздывание на оборотах холостого хода. ЭК-1 имеет и другие недостатки, в частности неверно выбранный диапазон коррекции УОЗ, что, с одной стороны, не позволяет уйти из всех детонационноопасных режимов сгорания смеси, а с другой — регулирует угол в запаздывание там, где детонация практически не встречается. Кроме того, ЭК-1 может функционировать в комплекте только с контактно¬тиристорными блоками типа «Искра». Для остальных требуются некоторые переделки прибора.

Другая приставка, ЭК-2 (фото 2), выпускаемая кооперативом «Электроника» в Виннице, свободна от многих недостатков, присущих ЭК-1. Испытания, проведенные в НПО «Автоэлектроника», показали соответствие технических характеристик ЭК-2 инструкции по эксплуатации, а ее, в свою очередь, — требованиям ГОСТа. ЭК-2 превосходит ЭК-1 и по простоте подключения к блокам контактно-тиристорных систем зажигания, и по дизайну. Устанавливается она в салоне автомобиля в удобном для водителя месте. Небольшое сравнение представлено в табл. 2.

«КОРРЕКЦИЯ» И ЭК-2_004

Есть минусы, у ЭК-2 не точно выбран диапазон коррекции УОЗ в запаздывание. В связи с этим по результатам испытаний кооперативу даны необходимые рекомендации, и, надо надеяться, последующих модификациях они будут учтены.

И последнее. Разработчики ЭК-2 нашли решение, при котором приставка работает и в бесконтактной системе зажигания с коммутатором 36.3734 после некоторых пере соединений в нем. Но проверка показала, что это вызывает перегрузку элементов коммутатора; его надежность, и так недостаточная, падает еще больше. Поэтому говорить о данном варианте не стоит.

Меню Shape

Юмор и анекдоты

joomla menu problem

Юмор

accordion menu joomla