О ЧЕМ ЛЬЕТЕ СЛЕЗЫ, СЭР?

Респектабельный джентльмен с седеющими усиками — регулярно наблюдаем его в популярных образах капитализма, преподносящую «старую, добрую Англию». Десять лет назад этот господин смахивал слезы на рекламном плакате автомобильной корпорации «Бритиш Лейланд»: бодритесь, вы ведь сможете увидеть новую модель «Триумф-толедо».

Эта модель ныне стала достоянием истории, как и мировая слава британского автомобилестроения. Если в 1965 году Англия по производству легковых машин занимала третье место в мире, то к 1970 году откатилась на шестое. Добрая половина английских легковых машин, выпущенных в 1979 году, вышла из ворот предприятий, которые принадлежат американскому («Форд», «Воксхолл») или французскому («Санбим-Толбот») капиталу. Очень долго корпорация «Бритиш Лейланд» уповала на рекламный лозунг «Покупайте британское». Он импонировал национальным чувствам престарелых джентльменов, но их становилось все меньше. А изготовленные на устаревшем оборудовании в небольших масштабах модели «Остин», «Моррис». «Ровер», «Триумф», «Дэймлер», «Ягуар», «Принсесс», отставая от требований времени, теряли покупателей. Сегодня британская автомобильная промышленность, утратив былые позиции, остро переживает комплекс неполноценности.

О чём вы слёзы льёте сэр_001

Переход на современную технологию, серьезные поисковые работы, создание и доводка новых моделей — все это связано с большими вложениями капиталов. Чтобы изыскать недостающие миллионы фунтов стерлингов, новый шеф «Бритиш Лейланда» Г. Эдвардс принялся осуществлять так называемую программу рационализации производства.

Он похоронил вслед за традиционными «Рилей» и «Волслей» марку МГ, закрыв завод спортивных автомобилей в Эбингтоне-на-Темзе. «Старая добрая Англия» вылила множество рек лживых слёз. Но она полностью игнорирует жизни простых трудящихся, выкинутых за ворота.

О чём вы слёзы льёте сэр_002

Для производства новой массовой модели «Мини-метро» приобретены самые современные сварочные автоматы, роботы-манипуляторы, станки с программным управлением. А это означает новые запрограммированные увольнения. Однако трудящиеся не сидят на месте, переживая свои злоключения. Они устраивают бунты, отстаивая своё право на существование, утверждая свою честь.

По правде сказать, что и у американских корпораций, обосновавшихся на Британских островах, дела в обстановке кризисного спада идут не блестяще. «Дженерал Моторе» (фирма «Воксхолл») понес в 1979 году убытки в размере 73,5 миллиона долларов, как подсчитали заокеанские хозяева. За чей счет возместить их? Нет, не из кармана седеющего джентльмена, который трет глаза миниатюрным британским флагом. Отдуваться опять придется трудящимся — сборщикам, наладчикам, сварщикам, недавно работавших на производствах в компании «Воксхолл» в Лютоне.

О чём вы слёзы льёте сэр_003

Разумеется, не об этих работниках труда расстраивается господин. Его тревожит падение сбыта «роверов» и «фордов-кортина», «воксхоллов-шеветт» и «толботов-эйвенджер». На купленные им акции он получает в год меньше фунтов, чем раньше, и с готовностью поддерживает рационализацию Эдвардса, одобряет военные заказы для чилийской хунты, готов забыть даже о традициях «старой доброй Англии».

— Что? Неужели? Да, «Бритиш Лейланд» в период 1979 года вышел на поклон к странам восходящего солнца. Они подписали контракт с «Хондой» на производство совместными силами перспективной легковой модели. Партнеры по «Общему рынку» неодобрительно отнеслись к этому шагу, который, в частности, открывает японским конкурентам доступ к весьма полезной для них информации. Но что за дело до этого седовласому джентльмену, И по этому поводу он не уронит слезы.