Передовики производства.

Все вместе они собираются не так уж часто. Но на майские и ноябрьские праздники — обязательно. И идет тогда в праздничных колоннах с кумачовым знаменем славная бригада Шарова. А так, в будни они почти не видят друг друга, ведь работают в разные смены со «скользящими» выходными. Встретятся в диспетчерской, перекинутся словом-другим — и в путь, по разным адресам...

Ровно двадцать лет назад пришел в автоколонну № 1101 управления по обслуживанию перевозками ленинградского транспортного узла Евгений Иванович Шаров. Как и все в то время, работал в одиночку, работал хорошо. Но хотелось большего, хотелось не просто шоферского товарищества, которое, он знал, есть, а настоящего содружества людей, спаянных одним стремлением. Часто Шаров вспоминал дороги, по которым проехал. Перед глазами вставало разное: вот помогает починиться совсем незнакомый шофер другому, застрявшему в пути, вот делятся запчастями чужие друг другу люди, а вот и он сам без приглашения тормозит у одинокой машины на обочине, спрашивает, нужна ли помощь. Да разве это не тяга к коллективному труду? — не раз спрашивал сам себя Шаров. Но не покидали его сомнения, как и многих других: шоферская бригада — трудноуправляемый коллектив. И хотя уже был перед глазами пример, бригада их же предприятия, руководимая Героем Социалистического Труда Поповым, браться за организацию еще одной Евгений Иванович не спешил.

Передовики производства_001

Он почувствовал конкретную основу для воплощения своей мечты, когда на промышленных предприятиях все чаще и чаще стали организовываться бригады, работающие на один наряд. Вот тогда-то водитель 1-го класса Шаров первым среди автомобилистов Ленинграда решил создать бригаду по последнему образцу. Поговорил с товарищами, и шестеро водителей обратились к администрации колонны с просьбой разрешить им работать на один наряд. Спустя несколько дней появился приказ: «Завести лицевой счет бригаде № 12 с подведением итогов работы в установленные сроки, производить расчет заработной платы водительскому составу бригады по принципу коллективной сдельщины, исходя из количества отработанных дней и равномерного распределения премий между всеми членами бригады за экономию горючего, смазочных материалов, резины...»

Сегодня в бригаде Шарова уже семнадцать водителей. И это, наверное, лучшее доказательство жизнеустойчивости новых трудовых отношений. С самого начала инициаторам никаких особых условий не создавали. Машины — как у всех. Объект, как и раньше, грузовая станция Ленинград-Балтийский. Не было изменено ни одного маршрута. А ведь они бывают «выгодные» и «так себе». Водители-то это хорошо знают.

Передовики производства_002

Взять хотя бы асбоцементные трубы. На мощную бортовую машину больше 3 тонн их не уместишь. Задумались в бригаде и сконструировали вместо бортов специальные стойки — загрузка повысилась до 7—8 тонн. Но бывает и так, что никакая смекалка не помогает «утяжелить» груз. И здесь вступает в силу то, ради чего создавалась бригада, — трудовое содружество. Вывозя со станции легкие грузы, шофер не теряет в заработке — товарищи перекроют «недостачу». И при этом никаких обид, никаких упреков, что кто-то за кого-то переработал. Ведь заработок в бригаде общий, а какая разница из какой работы он складывается — все равно кому-то надо возить.

Три года назад всей стране стала известна одобренная постановлением ЦК КПСС инициатива ленинградских транспортников по развертыванию трудового содружества и созданию единого транспортного конвейера. Бригада Е. И. Шарова первой заключила договоры содружества с механизаторами, грузчиками, приемосдатчиками и диспетчерами станции Ленинград-Балтийский и с получателями грузов. Выстроилась четкая цепочка прохождения груза, за неразрывность которой несли совместную ответственность все коллективы, подписавшие условия комплексного социалистического соревнования. Творческий подход к делу, взаимопонимание быстро принесли результаты. К примеру, в адрес объединения «Эскалатор» в день поступает до 150 тонн груза. Чтобы справиться с объемом перевозок, не нарушить ритмичность работы предприятия, его обслуживали девять тягачей КамАЗ. Но работали они не с полной нагрузкой. Территория здесь небольшая, да и кран всего один на площадке. Пока машина разгружается, другая ждет у ворот. Когда же был заключен договор о содружестве, бригада и транспортный цех задумались, как лучше организовать дело, ведь теперь и тонны общие и простои общие. И вот после нескольких «примерок» пришло решение. Оказалось, что достаточно всего... одного тягача! Изменили весь процесс перевозки. Теперь с вечера водитель оставляет на заводе полуприцеп. К утру его разгружают, а потом заполняют готовой продукцией. Водитель в это время начинает рейс со станции с загруженным полуприцепом, привозит его на завод, забирает подготовленный — и в обратный путь. И так всю смену.

Передовики производства_003

Знать и учитывать особенности работы получателя груза очень важно для четкой организации дела. Так считают все члены бригады. И поэтому они не просто «возят», а скрупулёзно изучают режим работы предприятий, оснащенность их погрузочной техникой, возможности транспортных цехов, налаживают личные контакты с грузчиками, диспетчерами, приемосдатчиками. Из этих новых отношений родилась еще одна прогрессивная форма работы — заключение договоров-подрядов со смежниками.

Ну, а в самой бригаде уже давно все семнадцать человек с полным правом могут считать себя друзьями. Выходит на трассе из строя машина, сообщает шофер диспетчеру об аварии — тот ставит в известность, прежде всего бригаду. И любой ее член, кто окажется в эту минуту рядом, берет весь запланированный объем перевозок на себя и работает до тех пор, пока не выполнит всю дневную программу, и за себя и за товарища. Весь груз заказчику в срок и в полном объеме — закон шаровцев.

Передовики производства_004

Вот так работает бригада ленинградских водителей, которая в марте 1980 года к своему маленькому юбилею, пятилетию со дня создания, преподнесла отличный подарок — завершила десятую пятилетку. Она заслуженно носит звание коллектива коммунистического труда, удостоена диплома и почетной грамоты Министерства автомобильного транспорта РСФСР. А в канун 63-й годовщины Великого Октября к ордену «Знак Почета» у бригадира прибавилась еще одна награда — ему было присвоено высокое звание лауреата Государственной премии СССР. И почти сразу еще одно сообщение из Москвы — серебряная медаль ВДНХ.

Вот так бригада вступила в одиннадцатую пятилетку.