На разных широтах

КИПР

Ралли «Кипр» является этапом первенства Европы среди водителей. Впервые советские спортсмены выступили в нем в 1879 году. И вполне успешно: наш экипаж из Эстонии X. Оху — Т. Диенер на ВАЗ-21011 с двигателем 1600 см3 занял шестое абсолютное место и второе в классе. Оценка этого результата не преувеличена, поскольку в соревнованиях принимали участие многие сильнейшие гонщики Европы на машинах знаменитых зарубежных марок.

И вот мы снова на Кипре.

Вместе с Оху и Диенером стартует еще один наш экипаж С. Вукович — А. Звингевец. Водитель — из Одессы, штурман — рижанин. Обе машины – ВАЗ—21011 с двигателем 1600 см3. Мне еще действующему раллисту, приходится выполнять обязанности тренера.

На разных широтах_001

Что же представляет собой ралли «Кипр»? Трасса длиной 1400 километров, из них 1100 проходят в горах северо-западной части острова. Это гравийная дорога шириной чуть больше габарита автомобиля, состоящая из сплошных поворотов. Едва ли найдется участок прямой более 70 метров. Причем, как правило, с одной стороны высятся отвесные скалы, с другой — зияет обрыв глубиной до километра. Отбойников, естественно, нет. Из года в год организаторы ужесточают режим гонки. Делается это следующим образом: если лидер уложился в заданный график движения и закончил всю трассу без штрафных очков (как говорят спортсмены, «прошел в ноль»), то на следующих соревнованиях время прохождения ее сокращается на минуту.

Мне приходилось выступать в Греции на очень сложном ралли «Акрополис». Пожалуй, оно сродни «Кипру» и по сложности, и по обилию, опасных ситуаций. Учитывая состояние дорог и их протяженность, это соревнование можно смело причислить к труднейшим. Не случайно мы встретили здесь многих раллистов, известных своими успехами в сверхдлинных ралли, во главе с победителем марафона «Лондон—Сидней» англичанином Э. Коуэном. Говоря о сложности «Кипра», следует упомянуть, что деление трассы на скоростные участки и дорожные соревнования здесь весьма условно. Я вычислил среднюю скорость на нескольких скоростных участках, которую показал экипаж Р. Кларк — Н. Вильсон (Англия) на 220-сильном «Форде-эс- корт-РС» (забегая вперед, сообщу, что именно эти спортсмены стали в итоге победителями ралли). Так вот она получилась около 50 км/ч. Для большей части скоростных участков ее можно считать предельной. Но и скорость в дорожных соревнованиях между пунктами контроля времени, заданная регламентом соревнований, тоже приближалась к 50 км/ч! Это вынуждало раллистов мчаться по трассе на грани своих возможностей и с большой степенью риска.

На разных широтах_002

К сожалению, наши экипажи выступали на «Кипре-80» неудачно. У обоих автомобилей не выдержали нагрузок шестерни главной передачи в редукторах, которые были приобретены в Швеции специально для этой гонки. На машине X. Оху наши механики успели заменить неисправный агрегат, и экипаж продолжил борьбу. Но, видимо, удача на этот раз совсем отвернулась от нас. Вскоре из-за сильного удара о камень автомобиль лишился тормозов. Ребятам пришлось пережить несколько неприятных минут: чтобы не упасть с дороги в обрыв, Оху гасил скорость, цепляясь несколько раз левым крылом машины о скалы. В конце концов, она остановилась, правда, уже на бону.

И все-таки «Лада» была на финише! Дело в том, что на советских автомобилях, причем серийных, не специально подготовленных, выступали два кипрских экипажа. После того, как нас постигла неудача, все мы переключились на их обслуживание. На одной из машин потребовалась срочная замена заднего моста. Наша бригада механиков (шесть человек) ночью, в полевых условиях выполнила эту работу всего за 23 минуты, что вызвало восхищение у всех участников. В итоге кипрский экипаж финишировал, заняв 13-е место в абсолютном зачете и третье в классе. Очень неплохой результат для серийного автомобиля, если еще учесть, что из стартовавших 68 экипажей закончили дистанцию 18.

На разных широтах_003

АНГЛИЯ

РАК — так по имени Королевского автоклуба называется одно из старейших соревнований в Европе, на примере, которого можно проследить эволюцию ралли. Впервые оно было проведено в 1932 году и включало все спортивные, сейчас уже кажущиеся наивными элементы того времени: традиционный, так называемый звездный сбор участников к месту основного старта, простейшие соревнования вроде известной теперь всем «фигурки», испытания на торможение и даже на самую медленную езду. Проводились также конкурсы на внешний вид автомобиля и экипировку гонщика.

Англичане, славящиеся своим консерватизмом, не склонны, как известно, быстро переучиваться перенимать новое. Однако для автомобильного спорта они сделали исключение. Теперь их ралли — одно из самых престижных в Европе. Неизменно оно собирает весь цвет мирового автоспорта. Приведу имена только тех, кто не закончил дистанцию на прошлогодних соревнованиях: Б. Вальдегаард — Г. Торзелиус, Т. Салонен—С. Хартанен, А. Ватанен — Д. Ричардс, С. Бломквист—В. Седерберг, Р. Кларк—Н. Вильсон, М. Ставовяк—Р. Жижковский...

Эти экипажи, относящиеся к мировой раллистской элите, могли бы украсить соревнования любого, самого высокого ранга. А ведь речь идет о неудачниках.

На разных широтах_004

Организаторы ралли в Англии всегда подчеркивают его масштабы. Вот несколько цифр. В прошлом году здесь стартовало 152 экипажа из 21 страны, дистанция составляла 2850 километров и включала 67 (I) скоростных участков (общая протяженность 800 километров), проложенных по тяжелейшим узким и глинистым дорогам; до нас дошло всего 47 автомобилей. И еще: состязания наблюдало 7 миллионов зрителей, а на подготовку и обеспечение в ходе гонки английских автомобилей «Санбим—Лотос» было привлечено около 600 механиков. Вот что такое в нынешнем виде РАК — один из этапов чемпионата мира.

Мы во второй раз участвовали в этих состязания. Наш дебют в 1979 году оказался неудачным: все три экипажа сошли с трассы. Особенно обидно было мне: за какие-то 15 километров до финиша, на предпоследнем скоростном участке, когда я был третьим в своем классе, вышел из строя редуктор заднего моста. Теперь к английскому ралли подготовка велась на экспериментальном участке вильнюсского авторемонтного завода. И стартовали мы двумя экипажами: С. Вукович— А. Звингевец и я с братом Арвидасом («Лада—21011» с двигателем 1600 см3).

На разных широтах_005

Вся трасса преодолевается в два этапа. Сначала 37 часов непрерывной гонки, затем полсуток дается на отдых, и снова 32 часа за рулем. Сложность, однако, не только в напряженном режиме соревнований. Из-за того, что земля в этой стране принадлежит частным лицам, организаторы не разрешают участникам тренироваться, и запись прохождения очередного скоростного участка вручается штурману за 2—3 секунды до старта. Все работают, как говорят, с листа. После финиша эту запись судьи отбирают, не оставляя ее даже на память. Представляете себе, как трудно мчаться по глинистым проселкам вдоль заборчиков, означающих границы частных владений, когда ни штурман, ни водитель не знают, что ждет их за следующим поворотом. Часто машина на таких дорогах практически неуправляема.

Не легче и на автострадах, ведущих к очередному пункту контроля времени. Автомобильные пробки, в которых ни один из водителей-англичан не пропустит вперед себя участников ралли, строгие полицейские, нещадно штрафующие за малейшее нарушение. И конечно, постоянная мысль: как бы по привычке не выехать на правую сторону движения. Не случайно многие нездешние гонщики берут себе штурманами на этих ралли англичан, чтобы хоть в какой-то мере избежать трудностей, связанных с незнанием местных условий. Кстати, призерами на прошлогодних соревнованиях оказались как раз смешанные экипажи: первенствовали финн Г. Тойвонен с пилотом П. Уайтом из Англии на «Санбиме-лотос», вторыми были X. Миккола (Финляндия) — англичанин А. Хертц на «Форде-эскорт РС».

На разных широтах_006

На втором этапе (после перерыва) мы догнали японский экипаж, стартовавший ранее нас. А это означало первое место в классе. Вукович — Звингевец шли четвертыми. Так наши экипажи и финишировали. Однако при подведении окончательных итогов впереди нас оказался французскйй дуэт Ф. Шош —  Э. Шантрио на «Пежо-104», который в стартовом протоколе значился в другом классе машин. Не знаю истинной причины такой перестановки, но, думается, все же, наше второе место в классе (17-е в абсолютном зачете) и пятое С. Вуковича — А. Звингевеца (24-е) — результаты, которыми вполне можно быть довольными. «Лады» с честью выдержали труднейшее испытание.





Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор