В Крым через Тузлу
Мост через Керченский пролив построят за четыре года (данные на 2014 года, мост построен и открыт 16 мая 2018 года).
О строительстве моста в Крым было заявлено почти сразу после воссоединения полуострова с исторической родиной. Президент России Владимир Путин поручил правительству в кратчайшие сроки разработать оптимальные варианты финансирования и поставил жесткие сроки: к 2018 году проект должен быть реализован.
Прямое автомобильное и железнодорожное сообщение с полуостровом имеет стратегическое значение для региона: паромная переправа работает на пределе своих возможностей и даже ее модернизация не позволит нарастить товарооборот в необходимом объеме. Из 70 предложенных вариантов эксперты выделили четыре маршрута: Северный, Жуковский, Еникапский и Тузлинский, последний, по общему решению, был признан наиболее оптимальным.
Проект заключается в строительстве двухуровневого моста из Крыма (с двухпутной железной дорогой и расположенной над ней четырехполосной автомагистралью) до косы Тузла. По самой косе железная дорога и автотрасса пройдут параллельно друг другу, а в основании Тузлы будут построены еще два моста - железнодорожный и - отдельно - автомобильный. Предварительная стоимость проекта составляет рекордные 280 млрд. рублей (мост на остров Русский обошелся в 32 млрд.). Из этой цифры около 200 млрд. рублей может быть выделено государством в виде гранта, остальную часть суммы вложат инвесторы.
Проект, скорее всего, будет реализован в рамках «государственно-частного партнерства» через концессию с привлечением частных инвесторов. Среди возможных партнеров проекта называется крупная китайская корпорация China Communication Construction Corporation (CCCC), с которой «Автодор» уже подписал меморандум о взаимодействии.
Компания СССС имеет богатый опыт строительства сложных инфраструктурных объектов. В частности, корпорация построила самый длинный трансокеанский мост в мире, соединяющий Шанхай и Нимбо. Его длина - около 36 км, движение осуществляется по трем полосам в каждую сторону. Накопленные знания и опыт, а также высокие технологии, применяемые при строительстве, помогут осуществить проект качественно и в сжатые сроки.
Примечательно, что китайская сторона готова производить валютные конвертации напрямую из юаня в рубли, без привязки к доллару. Это позволит упростить процесс, а главное - убережет от колебания курсов, что очень важно для долгосрочных проектов.
Экономическая привлекательность проекта заключается в доходах от платного использования моста. Деньги за проезд будут взиматься как с железнодорожного, так и с автомобильного потока. В оплату будут также включены и расходы на обслуживание и ремонт конструкций (Данные на 2014 год, проезд по мосту бесплатный). Предполагаемые сроки окупаемости проекта - 10-15 лет при интенсивной нагрузке, что очень неплохо для столь масштабных вложений.
В том, что мост будет востребован, сомнений ни у кого не возникает. В настоящее время добраться до Крыма можно самолетом либо на пароме, что в первом случае очень дорого, а во втором долго. Тем не менее оба варианта используются настолько интенсивно, что перевозчики не успевают за нарастающими объемами.