Крымская АЭС

Киносъемки, фестиваль электронной музыки и тусовки спортсменов-экстремалов, пожалуй, ни одна заброшенная стройка времен Советского Союза не жила такой насыщенной культурной жизнью. Горожане водили на станцию любопытных туристов, в турбинном отделении ставили музыкальное оборудование, а подъемный кран использовали для бейеджампинга - прыжков с парашютом с вышек, мостов и прочих зафиксированных объектов. Сейчас сложно представить себе, что четверть века назад все могло сложиться совсем по-другому.

На создание Крымской АЭС к 1984 году было выделено 500 млн. советских рублей, еще половина той же суммы ушла на стройматериалы. По тем временам – колоссальные деньги. Станция даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой в мире ядерный реактор. На самом деле одновременно с ней по тому проекту строились Татарская и Башкирская АЭС, и станция возле Щелкино стала рекордсменом лишь потому, что имела самую высокую готовность запуску. В 1987 году, когда проект заморозили, первый энергоблок был завершен на 80%.

Крымская-АЭС-01

Планировалось, что станция не просто обеспечит потребность всего Крыма в электроэнергии, но и заложит базу для развития на полуострове промышленности - металлургической, машиностроительной и химической. Проектная мощность АЭС составляла 2 тыс. КВт, с возможностью последующего увеличения до 4 тыс. КВт. В качестве охладителя предполагалось использовать естественный водоем - соленое Акташское озеро. Во время строительства были прорыты каналы, соединяющие озеро с реактором станции.

Роковым для Крымской АЭС стал 1986 год, когда произошла авария на Чернобольской АЭС - крупнейшая в истории человечества техногенная катастрофа. После чего строительство 10 атомных электростанций в Советском Союзе было законсервировано. Второй причиной заморозки грандиозного проекта

Крымская-АЭС-02

стала пошатнувшаяся экономика страны. И вот в 1989 году было принято окончательное решение отказаться от запуска АЭС. Имущество станции начали распродавать, а то и вовсе растаскивать на черный и цветной металлолом. В сентябре 2003 года практически за бесценок был продан уникальный датский подъемный кран Kroll - такие же краны были задействованы при строительстве Хмельницкой, Запорожской и Южно-Украинской АЭС. В Щелкино же в последние годы его использовали только бейсджамперы, которые прыгали с парашютом с нижней (80 м) и верхней (120 м) стел.

Сама станция стала местом паломничества жителей города и туристов, которые охотно шли туда, зная: радиационной опасности она не представляет, ведь ядерный реактор в ней так и не был установлен. Но если вы решите прогуляться по развалинам одной из самых больших строек XX века, об осторожности забывать все равно нельзя. Надо внимательно смотреть под ноги: в полу очень много сквозных технлогических отверстий. Кроме того, не стоит хвататься руками за провода, многие из которых до сих пор под током.

Любопытно, что город-спутник Щелкино, который был возведен для строителей и обслуживающего персонала станции, сумел пережить закрытие АЭС. Расположенный на море, рядом с заповедником на мысе Казантип, он стал любимым многими курортом.

Крымская-АЭС-03

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор