Ольтрарно

Ольтрарно (Oltramo, «за Арно») — спокойный, живописный и не сильно исхоженный туристами район на другом берегу реки. Самая парадная и туристическая его часть — окрестности палаццо Питти (Palazzo Pitti). Первоначальный проект архитектор Брунеллески сделал вовсе не для Луки Питти — купца, банкира и главного конкурента семейства Медичи,— а как раз для одного из Медичи, Козимо Старшего. Козимо отверг проект как слишком вызывающий, и тогда за него уцепился Питти. Он стремился во всем перещеголять соперника: окна нарочно были заказаны того же размера, что и двери у Медичи, а внутренний двор Питти хотел сделать таким, чтобы дворец Медичи мог вместиться туда целиком. Вдобавок палаццо Питти стало первым частным зданием, перед которым устроили специальную площадь. В доме №21 на этой площади дописывал «Идиота» Достоевский.

Лука Питти по ходу строительства разорился, а его резиденцию в 1549 году купили те самые Медичи, которых она должна была посрамить. Теперь палаццо показалось им слишком тесным. При Элеоноре Толедской, жене Козимо, его расширили по проекту Амманати. Сейчас залы дворца делят художественная галерея Палатина (Рафаэль, Тициан, Ван Дейк, Боттичелли и другие) и экспозиции прикладного искусства. Посетителей завлекают также роскошными интерьерами.

Ольтрарно_001

Дворцовые сады Боболи (Giardino di Boboli) возникли тогда же, когда начали переделывать все палаццо, — при Элеоноре Толедской. Лучшие ландшафтные архитекторы того времени спланировали террасы, парадные лестницы, гроты и водоемы с рыбками и скульптурами. Дальше каждый правитель дополнял парк по-своему, и в итоге по краям регулярную планировку сменили рощи с газонами, где приятно валяться на траве (других мест для этого в центре Флоренции нет). В главной, придворцовой части появились статуи — например, толстый карлик верхом на черепахе: по легенде, это изображение Пьетро Барби, шута Козимо I. Напротив него — вход в грот Буонталенти (Grotta del Buontalenti), где помимо искусственных сталактитов и копий «Рабов» Микеланджело показывают потайной ход к Понте-Веккьо, которым пользовались во время войны. А наверху, на пригорке, Микеланджело соорудил форт, постепенно превратившийся в декоративную террасу с цветником, — Кавалерский сад (Giardino del Cavaliere). Оттуда открывается сказочный, всех оттенков зеленого вид на холмы, оливковые рощи и мраморный фасад Сан-Миниато. В южной оконечности парка, куда ведут обвитые плющом и миртом тропинки-тоннели, есть оранжереи и овальный пруд с островком (Isolotto): на нем красуется Нептун и растут лимоны в кадках.

Ольтрарно_002

К востоку от дворца Питти и парка лежат тихие безлюдные кварталы, богатые дворцами, виллами и опять же видами, — район Сан-Никколо (San Niccolo). Прямо за мостом Грацие, в глубине площади Моцци (piazza de’ Mozzi), стоит темнокаменное зубчатое палаццо Моцци, внешность которого не менялась с XIV века. Отсюда уходят в разные стороны две аристократические улицы, тоже застроенные дворцами: Барди (via de' Bardi) и Сан-Никколо (via di San Niccolo). Дом №56 по улице Сан-Никколо известен как палаццо Демидофф (Palazzo Demidoff). Русский посланник Анатолий Николаевич Демидов меценатствовал так усердно, что ему поставили памятник «от благодарных флорентийцев» и назвали в его честь площадь (рядом, на набережной). В доме №91-95 по той же улице жил Андрей Тарковский. И еще стоит внимания церковь Сан-Никколо (San Niccolo) XII века (перестроена в XIV веке). После наводнения 1966 года реставраторы обнаружили тут интересные фрески — в частности, «Мадонну с подвязкой» Бальдовинетти (Madonna della cintola). Церковь дала имя и башне с воротами Сан-Никколо (Porta San Niccold) на набережной.

Напротив церкви — остатки городских стен XIII века и дорога, ведущая наверх, на холм, к базилике Сан-Миниато-аль-Монте (San Miniato al Monte, 1013-1207).

Ольтрарно_003

«Аль-Монте»какразиозначает«нагоре». ЭточутьлинеединственнаясредневековаяцерковьФлоренции, которуюархитекторыВозрождениянетронули; толькод’Аньолосоорудилновуюколокольнювзаменрухнувшей, Микеланджелововремяосады 1529-1530 годов превратил в крепость стоящий тут же бенедиктинский монастырь, а Джузеппе Поджи пристроил огромную беломраморную лестницу. Монастырь, между прочим, действует до сих пор, так что в очень короткой юбке в церковь могут и не пустить, а попасть туда стоит. Внутри — янтарная мозаика XIII века, мозаичные кафедры, мраморные орнаменты со знаками зодиака на полу, и повсюду— изображения орла: это герб гильдии суконщиков Калимала, финансировавшей постройку. Посреди церкви возвышается резной мраморный пресбитерий — приподнятый, как было принято в романских церквях.

Ольтрарно_004

Под ним — крипта XI века с мощами святого Миниато, перед ним — капелла, где хранилось то самое распятие, которого будущему святому Джованни Гуальберто кивнул Христос. Спроектировал капеллу Распятия (Cappella del Crocefisso) в 1448 году Микелоццо. Наверху есть еще сакристия с яркой росписью конца XIV пека — сценами из жизни святого Бенедикта.

Санто-Спирито (Santo Spirito) и Сан-Фредиано (San Frediano) к северо-западу от палаццо Питти — те самые районы, которые прежде всего имеют в виду флорентийцы, когда говорят «Ольтрарно». Сюда принято ходить по вечерам: пить пиво на ступеньках, ужинать на террасах, изучать витрины антикварных лавок и просто гулять. Самое оживленное место — площадь Санто-Спирито (piazza Santo Spirito). В первой половине дня на ней работает рынок, во второй — собираются студенты, летом бывают танцы и концерты; вокруг площади — множество занятных закоулков и прекрасных палаццо. Фасад церкви Санто-Спирито (Santo Spirito) был переделан в XVIII веке, но вообще она считается одним из главных произведений Брунеллески. Архитектурные изыски — внутри. Там нет никаких инородных вкраплений в виде богато отделанных частных капелл: сорок строго одинаковых капелл были придуманы заранее. Акцент сделан на хоры и перспективу колонн.

Ольтрарно_005

Еще дальше от палаццо Питти стоит церковь Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine), заложенная в середине XIII века монахами-кармелитами. От того времени, впрочем, мало что осталось. Самое интересное здесь — сохранившаяся в нетронутом виде капелла Бранкаччи (Cappella Brancacci) с фресками Мазолино, Мазаччо и Филиппино Липпи. В нее устроили отдельный вход (справа от главного).

Ольтрарно_006

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор