Вокруг Санта-Мария-Новелла

Район вокруг монастыря Санта-Мария-Новелла считался аристократическим, пока при Муссолини, в 1933- 1935 годах, в него не воткнули вокзал. Став привокзальными, улицы немедленно потеряли пристойный вид. Но аристократические палаццо, разумеется, остались на своих местах; стоит немного отойти от железнодорожных путей, и вокруг будет благолепие.

Первое, что многие чужестранцы видят по прибытии во Флоренцию,— базилика Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella). Бело-зеленым фасадом, впрочем, она выходит не к вокзалу, а на одноименную площадь. Леон Баттиста Альберти соорудил этот фасад в 1456-1470 годах, саму же базилику начали возводить еще в 1279 году монахи-доминиканцы. В XVI веке почти все здешние фрески были замазаны по настоянию Вазари; помиловали только «Троицу» Мазаччо (между второй и третьей колонной слева). Недавно ее отреставрировали, и теперь хорошо можно разглядеть Иисуса Христа, Бога Отца, Марию, святого Иоанна, коленопреклоненных заказчиков и скелет с надписью «Я был тем, что вы сейчас, и есть то, чем вы будете». Аскетичную «Троицу» затмевает роскошная капелла Торнабуони (Cappella Tornabuoni, она же главный алтарь), чьи стены сплошь покрыты росписями Гирландайо. Слева от нее, в капелле Гонди (Cappella Gondi), чудом сохранились древние византийские фрески. Справа — росписи Филиппино Липпи в капелле Строцци (Cappella Strozzi), посвященные небесному патрону заказал, святомуФилиппу. Остальныекапеллытожедотайнывнимания.

Вокруг Санта-Мария-Новелла_001

С площади можно зайти в монастырь Санта-Мария-Новелла, чтобы осмотреть росписи Паоло Уччелло в Зеленом дворике (Chiostro Verde, 1350), небольшой музей I фресками Андреа Орканьи, сбитыми со стен вокруг главного алтаря, перед тем как за них принялся Гирландайо, и капеллу Спаньоли (Cappella degli Spagnoli), среди историков архитектуры известную как одно из самых больших сводчатых помещений без колонн.

Помимо бесчисленных двориков и капелл к монастырю относилась аптека Санта-Мария-Новелла (Di Santa Maria Novella). Еще во времена Данте монастырские травники делали здесь настойки, которыми лечили пациентов больницы Сан-Паоло. В старинном зале с резными шкафами, расписным потолком перегонными кубами по углам до сих пор торгуют этими настойками, а также лосьонами, поднимающими настроение, эссенциями, улучшающими память, и мылом, снимающим усталость.

Вокруг Санта-Мария-Новелла_002

Улица Торнабуони (via de’ Tornabuoni), ведущая из окрестностей Санта-Мария-Новелла к площади Санта-Тринита у реки, — самое фешенебельное место в городе. Семья Торнабуони принадлежала к числу славнейших: папские банкиры, родственники Лоренцо Великолепного. Во времена Медичи сюда перебрались и другие благородные фамилии, так что обе стороны улицы оказались, застроены великолепными дворцами. Позднее, в XVIII-XIX веках, когда Италию наводнили англичане, тут были лучшие отели и кафе, в которых собирался местный бомонд. Теперь вместо них — бутики.

Начинается эта улица с палаццо Антинори (Palazzo Antinori, 1461-1469). Маркизы Антинори обитают там до сих пор, так что внутрь не пускают; зайти можно только в ресторан Cantinetta Antinori на первом этаже и семейную капеллу в церкви Сан-Гаэтано (San Gaetano) напротив дворца (там висит «Распятие» Филиппо Липпи).

Свернуть с Торнабуони на улицу Винья-Нуова (via della Vigna Nuova) стоит ради палаццо Ручеллаи (Palazzo Rucellai, №18), построенного в 1446-1451 годах. Леон Баттиста Альберти не стал возводить очередную вариацию на тему палаццо Медичи-Риккарди — он считал, что настоящий дворец должен подражать древнеримским образцам. Поэтому палаццо Ручеллаи — изящный коллаж из античных ордеров.

Вокруг Санта-Мария-Новелла_003

Одним из самых прекрасных дворцов флорентийского Ренессанса признано палаццо Строцци (Palazzo Strozzi, Бенедетто да Майано, Симоне дель Поллайоло по прозвищу Кронака, 1489-1538) на углу одноименной улицы (via degli Strozzi) и Торнабуони. Чтобы расчистить для него место, пришлось снести полтора десятка домов. Род Строцци соперничал с Медичи, их банк обслуживал королей, об их состоянии ходили легенды по всей Европе. Дворец получился соответствующий.

В самом конце Торнабуони, у реки, ощетинилось зубцами палаццо Спини-Ферони (Palazzo Spini Feroni). В подвале открыт любопытный Музей Сальваторе Феррагамо (Museo Salvatore Ferragamo): дворец теперь принадлежит потомкам успешного флорентийского обувщика.

Вокруг Санта-Мария-Новелла_004

Одним углом это палаццо выходит на площадь Санта-Тринита (piazza Santa Trinita), отмеченную мраморной колонной из Каракалловых терм. Площадь названа по стоящей на ней церкви Санта-Тринита (Santa Trinita, Святой Троицы), которая датируется XI-XIV веками, хотя фасад был перестроен в 1593-1594 годах. Принадлежала она богатому ордену валломброзианцев, основанному в 1038-м неким Джованни Гуальберто. Этот благородный рыцарь отрекся от мира, после того как в церкви Сан-Миниато ему с распятия кивнул Христос. Теперь, кстати, та самая икона висит в Санта-Тринита, в капелле Фикоцци (Cappella Ficozzi) справа от главного алтаря. Но самое интересное тут — капелла Сассетти (Cappella Sassetti) в правом дальнем углу, целиком расписанная Доменико Гирландайо в 1480-х.

Далее — мост Санта-Тринита (Ponte Santa Trinita), украшенный статуями четырех времен года. Рядом — палаццо Корсини (Palazzo Corsini, lungarno Corsini 10): первый во Флоренции случай, когда ради красоты набережной был специально возведен декоративный фасад со скульптурами на крыше (1656-1737). И в двух шагах от этого парадного возрожденческого квартала, как ни странно, сохранились почти нетронутыми средневековые улочки-кьяссо (chiasso). От площади Санта-Тринита к ним ведет улица Терме (via delle Тегте), где в древнеримские времена располагались общественные бани. Аристократические резиденции, разумеется, есть и тут, но они не похожи на те, что стоят на улице Торнабуони: это дома-башни с окнами-бойницами и толстыми стенами, а если и попадется палаццо, то будет оно не XV, а XIV века — как палаццо Даванцати (Palazzo Davanzati), где находится отличный Музей старинного флорентийского дома (Museo della Саш Fiorentina Antica).

Вокруг Санта-Мария-Новелла_005

Пройтись по набережной Арно прочь от центра стоит ради церкви Оньиссанти (Ognissanti, Всех Святых), заложенной в XIII веке монахами ломбардского ордена гумилиатов («смиренников») и перестроенной в эпоху барокко. Алтарная икона Оньиссанти, «Маэста» Джотто, теперь висит в Уффици, зато в церкви остались росписи Боттичелли и Гирландайо. Последний, в частности, изобразил во второй капелле справа членов купеческой семьи Веспуччи, спонсировавшей храм. Юный Америго Веспуччи затесался между Мадонной и стоящим спиной к зрителю стариком. Куда подробней можно рассмотреть девушку в зеленом платье и красной накидке — Симонетту Веспуччи, возлюбленную Джулиано Медичи. Она считалась самой прекрасной из всех прекрасных дам при дворе Лоренцо Неликолепного; перед ней преклонялись поэты и художники (Боттичелли сделал ее Венерой в «Рождении Венеры» и Флорой в «Весне»); когда Симонетта умерла то ли от чахотки, то ли от чумы, город погрузился в траур.

Вокруг Санта-Мария-Новелла_006

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор