Парма
105 км от Болоньи
Парму (Parma), зажиточную сырно-ветчинную столицу, обожали просвещенные путешественники XVIII века, когда главным гением Итальянского Возрождения после Рафаэля считался легкомысленно-приторный Корреджо. Купол пармского Дуомо (Duomo) украшает одна из самых знаменитых его фресок, «Успение Богоматери»: на ней Мария и легионы ангелов демонстрируют зрителю нежно-розовые пятки. Сейчас, впрочем, интереснее смотрятся сочные готические фрески соседнего Баптистерия (Battistero), снаружи напоминающего водокачку, и росписи Пармиджанино — художника куда более сумрачного и чувствительного к оттенкам и деталям — в церкви Санта-Мария-делла-Стекката (Santa Maria della Steccata). Кстати, если верить легенде, церковь возведена по тому самому проекту, который Браманте создал для римского Сан-Пьетро. За другими работами Пармиджанино придется отправиться в Национальную галерею (Galleria Nazionale), занимающую часть палаццо Пилотта (Palazzo della Pilotta) конца XVI века. Это мощное здание строилось для местных властителей, герцогов Фарнезе, — как и стоящий, на другом берегу обмелевшей реки Герцогский дворец (Palazzo Ducale). Фарнезе знали толк в архитектуре и дизайне, как нетрудно убедиться в Риме, да и после них пармскими дворцами владели специалисты в области парадных залов — Бурбоны. Но, честно говоря, помпезные интерьеры с монументальными росписями быстро утомляют. Воздавать должное произведениям местных фермеров гораздо увлекательнее.