Феррара

50 км от Болоньи

Феррара (Ferrara) — из тех итальянских городов, что пережили золотой век и породили собственную школу живописи, а потом застыли навсегда. Эпоха Феррары — XV- XVI века, когда здесь располагался двор душегубов и меценатов герцогов д’Эсте, аристократы заказывали фрески Франческо дель Коссе и Козимо Туре, а поэт Ариосто писал «Неистового Роланда». Сейчас это очень зеленый и очень тихий город в получасе езды от Болоньи и в полутора часах от Венеции. Обойти все достопримечательности (или объехать их на велосипеде) можно за день, так что к вечеру немногочисленные туристы рассасываются, и пустынные улицы с площадями выглядят ровно так, как в фильмах Антониони, который родом как раз из Феррары.

Феррара_001

Смысловой центр города и самая массивная его постройка—затеянный в 1385 году замок Эсте (Castello Estense). Владетельное семейство перебралось сюда из стоящего рядом палаццо Муничипале (Palazzo Municipale) в XV веке, при Эрколе I, и постепенно из оборонительного сооружения замок превратился в настоящий дворец, приспособленный для пышной герцогской жизни (которую потом принялись копировать французские короли). Зайти внутрь надо обязательно: за глубоким рвом и толстыми зубчатыми стенами не ожидаешь увидеть такие воздушные салоны с такими яркими расписными плафонами. Во дворе разбит апельсиновый сад, а в подвалах показывают казематы, где томились перед смертью злополучные любовники — герцогская жена Паризина Малатеста и герцогский внебрачный сын Уго д’Эсте, полюбившие друг друга, казненные и впоследствии попавшие в герои к Байрону и в персонажи оперы Доницетти.

Напротив палаццо Муничипале расположен собор Сан-Джорджо (San Giorgio): из романского основания вырастают готические стрельчатые галереи. Над главным порталом красуются барельефы, во всех подробностях изображающие Судный день. Интерьер безвозвратно зареставрировали в эпоху барокко, зато с южной стороны, на площади Тренто-э-Триесте (piazza Trento е Trieste), к стене собора пристроены торговые ряды (XV век).

Феррара_002

От собора разбегаются переулки средневековой Феррары: эффектнее всего выглядят улица Сан-Романо (via San Romano) с барами и модными лавками и уходящая от нее вбок улица Вольте (via delle Volte), чьи стороны перетянуты разнофасонными арками. По местным меркам, однако, это почти магистрали; за настоящими закоулками надо идти в гетто, которое было в окрестностях улицы Маццини (via Mazzini).

Шататься по центру стоит с таким расчетом, чтобы непременно попасть в дом Ромеи (Casa Romei) с аркадами во дворе, женскими портретами на стенах и изощренными плафонами — и, главное, в летний герцогский дворец Скифанойя (Palazzo Scbifanoia), название которого Муратов переводил как «Нескучный». Заскучать действительно трудно: детали фресок Туры и Коссы в зале Месяцев (Salone dei Mesi), где мифологические сюжеты перемешаны со сценками из придворной жизни при герцоге Борсо д’Эсте, можно рассматривать бесконечно долго. Поблизости есть еще палаццо Марфизы д’Эсте (Palazzina di Marfisa d’Este), которая покровительствовала в XVI веке Торквато Тассо: там сохранились, опять же, расписные потолки, затейливая настенная живопись и Апельсиновая лоджия (Loggia degliAranci) с трогательными портретами двух юных девушек — самой Марфизы и ее сестры Брадаманте.

Феррара_003

На десерт лучше оставить то, благодаря чему Феррара вошла не только в историю живописи, но и в историю архитектуры,— ренессансную часть (Addizione Erculea) с широкими безлюдными улицами и терракотовыми украшениями на фасадах. Появилась она благодаря Бьяджо Россетти, придворному зодчему Эрколе I, который на рубеже XV-XVI веков придумал для своего покровителя первый с античных времен город с регулярной планировкой. В основу плана легли две оси: это современный проспект Эрколе I д’Эсте (corso Ercole I d’Este) и перетекающие друг в друга проспекты Порта-По (corso Porta Ро), Бьяджо Россетти (corso Biagio Rossetti) и Порта-Маре (corso Porta Mare). Точка их пересечения, прозванная перекрестком Ангелов (Quadrivio degli Angeli), должна была стать новым сердцем Феррары. Именно тут стоит самая прославленная резиденция герцогов д’Эсте — Алмазный дворец (Palazzo dei Diamanti), чей фасад сплошь покрыт рустованным мрамором (картинную галерею внутри можно спокойно пропустить). Тот же Россетти построил и два других палаццо на перекрестке.

Феррара_004

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор