Оленья упряжка
Олени отличаются кротким нравом и тем, что в упряжке не пугаются неожиданно появившихся на пути животных и предметов. Эти животные спокойно реагируют и на выстрелы. А для того чтобы можно было оставить нарту без присмотра, достаточно лишь повернуть оленя головой к жилищу и привязать вожжи. Очень важно следить за физическим состоянием оленя: ярким индикатором его самочувствия служит хвост. Сильные животные держат его вертикально кверху, особенно в опасных местах, а уставшие опускают.
Северная оленья упряжь очень проста - это лямка, состоящая из петли и тяжа. Петля лямки изготавливается из крепкой сыромяти, юфти, из кожи морского зверя или пеньковой тесьмы. Тяж делают из более крепких ремней - из кожи моржа, морского зайца и лучших сортов сыромяти. Петля охватывает плечо и холку и пропущена между передними ногами оленя. Лямки по простоте устройства, небольшой затрате материала и дешевизне являются наиболее доступной и удобной упряжью для больших караванов.
Чтобы запрячь оленя, надо только подвести его к нарте, надеть ему на голову лямку, поднять одну из передних ног и просунуть ее через петлю. Примечательно, что в классической чукотской и коряцкой (нымыланской) грузовой упряжке лямка надевается только через левое плечо животного. Это обусловлено тем, что запряжка через правое плечо применялась ранее при похоролах.
Передвижение на оленьих нартах производится как по наезженным нартовым дорогам, так и по целине. Для рыхлого снега наиболее выгодна упряжка парная или цугом, лучше всего укатывающая след за лыжником. Чукотская система связки несколько отличается: нарты расположены в лестничном порядке, и каждый олень идет по свежему снегу. Такое расположение, однако, пригодно только на твердом снегу побережья и особенно выгодно при хрупком насте. Один олень с легкой нартой может пройти по насту там, где связка парных упряжек оставит глубокую траншею.