Северный наплыв (Северный завоз)
Развитие якутской Арктики напрямую связано с состоянием крупнейшей транспортной магистрали - Северного морского пути (СМП). Сегодня сама природа ратует за благополучие российских северных портов: в результате глобального потепления ледовая обстановка улучшается год от года, и по СМП уже ходят гигантские танкеры с углеводородами. МП может стать морской трассой для транзитного прохода иностранных судов. Китай уже отправлял к Северному полюсу свои научные экспедиции, а Япония ведет активную разведку из космоса и с воздуха. Токийская метеорологическая компания Weathernews следит за состоянием вод Арктики, где из-за таяния льдов образуются свободные проходы из Японии в Европу.
Совмещенный мостовой переход через Лену в районе Якутска соединит широтные транспортные магистрали: Транссиб и Байкало-Амурскую - с одной стороны и СМП - с другой. Образуется новый меридиональный транспортный коридор, который после появления моста через Амур между поселками Джалинда (РФ) и Мохэ (КНР) приобретет международный характер, соединив Азиатско- Тихоокеанский регион с Европой. Он образует такой маршрут Мохэ - Джалинда - Сковородино - Тында - Нерюнгри - Якутск - река Лена - СМП - порты российского Севера и Западной Европы.
Одним из грандиозных проектов была (а во многих умах остается) идея связать бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов через Лену и Алдан. Если смотреть на карту, это решение напрашивается: один из притоков Алдана начинается в каких-то 25 км от побережья Охотского моря. Канал сократил бы путь из Европы в Азию на 3 тыс. км. Есть легенда, в соответствии с которой в 1957 году, академик Сахаров рассчитал, что для сооружения глубоководного канала длиной 50 километров было достаточно заложить и одновременно подорвать 100 водородных бомб. Понятно, что о подобных методах строительства речи нет, поэтому и проект на сегодня остается неподъемным по трудозатратам и экономически нецелесообразным.