Вкус мяты
Населённый пункт Кварцевые Холмы — Квортс Хиллс. Находится в Калифорнии. Здесь проживает известный Боб Атгард, пожарник из аэропорта в Палмдейле. Его хобби — автомобильные заезды, «офф-роуд-рейсинг», такое название им дано в США. При налаживании контактов между Горбачевым — Рейганом он возымел идею создать советско-американскую команду по кроссу.
«Мы обязанны на своем уровне делать то, что делают президенты наших стран», — полагает Боб. Два года он потратил на создание команды «США—СССР». Переписка с госдепом, поиски спонсоров, приобретение и подготовка машин, организация рекламной компании, и решение вопроса по приглашению профессионалов из СССР.
Мы внесли свой вклад в задумки Атгарда поучаствовала внешнеэкономическая компания «Инфолайн» новостное предприятие «Новости», а также журналист издания Владимир Курило. Он одним из первых начал развивать тему о контатах гонщиков из США и СССР. По статье Николая Больших о соревнованиях «Ба¬ха-1000», о первых пробах картингистов в США. Следующий этап: в составе единой команды Атгард и Григорьев выходят на старт «Минт-400», тяжёлого состязания по скалистым отрогам Сьерра-Невады. Их машина — одноместный кроссовый автомобиль, гоночную сущность которого едва маскировали панели от старинного «Фольксвагена». Сзади — форсированный двигатель от того же «жука» — «воздушник» рабочим объемом 2300 см3 и мощностью 200 л. с.
Мы приземлились в аэропорту Лос-Анджелеса и попали в объятия Атгарда. А на другой день, погрузившись в шестиместную кабину легкого грузовика «Шевроле-сильверадо», двинулись в Лонг-Бич. Там очередной этап первенства США по кольцевым гонкам на машинах формулы «Инди» — 2600 см3, турбонаддув, мощность около 700 л. с. Только прибыли, а Боб уже знакомит нас со «звездами». Встечаем четырехкратного победителя гоночных соревнований в Индианаполисе Данни Салливен, здороваемся с Эмерсоном Фиттипальди, бразильцу, дважды побеждавшему в гонках по кольцу. Он предлагает Григорьеву залезть в свой автомобиль мощностью 700 лошадей «Пенске-ПК-17». Алексей втискивается в автомобиль, располагаясь в нём по-хозяйски. А Боб торопит — надо обязательно встретиться еще с Джеймсом Александером — он отвечает за спортивные дела «Гудьира», поприветствовать Криса Экономяки, одного из ведущих в Америке автомобильных журналистов, наконец, сфотографироваться с Линдой Воугн, без которой, как без флажка стартера, не обходятся ни одни серьезные гонки в США.
А потом над трассой «Лонг-Бич» взревели моторы. Мы увидели четкую, как в гонках формулы 1, работу механиков, двухчасовую борьбу 29 гонщиков (среди них — десятеро иностранцев) на такой сложной трассе, что и увидеть трудно. Стал победителем Ал Ансер-младший, он, участвовал за рулем «Лола-Т8900», получил... 117 660 американских долларов из призового фонда. Денежное вознаграждение один из основных стимулов в этих соревнованиях, а очки и прочее — это уже для специалистов. Его спонсорами были пивная компания «Строу» и фирма, выпускающая моторные масла, «Вэлволайн». Фиттипальди, за которого мы болели, финишировал третьим. В судейском протоколе рядом с его средней скоростью (136,53 км/ч) значился другой результат — 64 500 долларов. Такова Америка.
Но Америка измеряет достоинства человека не только в долларах. Две недели, проведенные с Бобом и его механиком, открыли нам в американцах безграничное дружелюбие и сердечность, настойчивость и трудолюбие. Они ценят эти черты в других, и, может быть, поэтому механик Рич целый день возил нас по местам своего жительства, Ланкастеру, показывая окружающих знакомых и достопримечательности. Мы увидели работу стеклодува, стоматолога, автомеханика и везде нам был готов тёплый приём. Как и Боб, они хотели на своем уровне развивать дело, начатое Горбачевым и Рейганом. Но вернемся немного назад.
Наш путь — из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас, место проведения соревнований «Минт-400», пролегал по автостраде. Не гоним слишком быстро — 55 миль в час, то есть 88 км/ч. Многополосный «хайвей». Автомобили движутся, словно по начерченной прямой. Спокойно, не стремятся обязательно заполнить образующиеся в рядах пустые места.
Чуть больше часа мчимся по автостраде. Справа и слева — одни и те же машины, одни и те же люди. Никто никого не обгоняет. Переговариваются на ходу, опустив боковое стекло. Снаружи жарко, градусов тридцать. Но мы не опускаем стекол, не открываем люк в крыше. Как и большинство автомобилей в этом южном штате, наш — с кондиционером. Американцы уважают комфорт, в том числе и в машине. Автоматические трансмиссии, электрические стеклоподъемники, кондиционеры, сидень» с памятью на регулировку ведут свою историю с американских моделей.
Вокруг нас — море машин. Модели десятилетней давности редкость, а появление во втором ряду справа «Шевроле» модели «Бель-эйр» 1955 года привело Боба в восторг — музейный экспонат.
Почти четверть легковых машин на дорогах импортные, преимущественно японские. Из европейских марок — «мерседес-бенцы», БМВ, «фольксвагены», «ягуары», «рено». Удивило, что почти каждый десятый автомобиль на дороге — джип. Их выпускают все три автомобильные монополии США. Только «Крайслер» в прошлом году изготовил 253 тысячи джипов.
Очень мало попадалось грузовиков, напоминающих наши ГАЗы или ЗИЛы. Такие непопулярны. Зато много легких грузовиков, пикапов со сдвоенными кабинами, а также тяжелых «седельников»: «Кенворт», «Питербилт», «Фрейтлайнер», «Макк», «Интернейшнл».
Дорожная полиция встречалась редко. Это, как правило, рослые, почти двухметровые молодцы на «харлей-давидсонах» с моторами 50—55 л. с. Среди полицейских немало негров. Аварии? Мы в общей сложности проехали километров 700—800 и не видели ни одной.
Америка. На ее дорогах сейчас 135,6 миллиона легковых машин — в среднем одна на двух жителей. Проезжая небольшие провинциальные городки, мы видели бесчисленные мастерские по ремонту электрооборудования, шин, кузовов, колонки, громадные площадки, где продаются подержанные автомобили. В городах бросаются в глаза пяти-, шестиэтажные стоянки, многочисленные паркинги, магазины, где торгуют новыми машинами.
При приближении к ночному Лас-Вегасу, над населённым пунктом было очень светло от иллюминации работающих зданий. Здесь всё работает почти круглосуточно, разнообразные заведения ждут гостей. Казино обирают посетителей без перерывов и выходных.
Внедорожные соревнования «Минт-400» («Минт» — переводится, как мята) проводились уже в 22-й раз. Дистанция их была определена в 400 английских миль (около 677 километров). Сегодня эти соревнования — один из десяти этапов американского чемпионата по кроссу. В них спортсмены выступают на автомобилях 15 видов, пикапах, джипах, багги, легковых автомобилях. Самым многочисленным по составу участников был 1981 год, в этот год на старт попало 508 автомобилей. На этот раз оказалось «всего» 378.
Наш класс назывался 5-м — багги типа «Баха». В нем — 18 участников на машинах, выпущенных небольшими специализированными калифорнийскими фирмами «Джимко»,
Типичный одноместный автомобиль для американских внедорожных гонок — «Ченоут» 4 с мотором «Порше». Обратите внимание на очень завышенный клиренс автомобиля, это не случайно.
В ходе гонки на трассе в Лонг-Бич механики «Крако» за 17 секунд проводили пит-стоп со сменной колёс и заправкой топливом бака. За их работой сама машина едва заметна.
На улице Фримонт, как и на других магистралях Лас-Вегаса, не видно припаркованных автомобилей. Их место — на многоэтажных стоянках, одну из которых хорошо видно в центре снимка, помещенного рядом.
«Рейско», «Ченоут», «Меко». Они оснащаются моторами воздушного охлаждения «Порше» или «Фольксваген» (стоит ли удивляться, что минувшей зимой на нашей «Гонке «звезд» победил финн на «Фольксвагене»). Подвеска — по кинематической схеме аналогична той, что у «жука». У каждого колеса — три-четыре амортизатора «Бильштайн», движение колес — около 300 мм. Клиренс составляет — 400 мм. Рулевой механизм снабжен гидроусилителем. Жеско посаженная рама, выполненная из труб соединённых при помощи качественной сварки. Вес автомобиля 600—900 кг.
В целом автомобили очень замечательны, они готовы к любым препятствиям по ходу гонки. Мы поняли это ознакомившись с автомобилями поближе.
Начало соревнований рано с утра — стартуем один за другим через 30 секунд. Боб ушел на дистанцию около 8 утра. Он исчез в плотных клубах мелкой, как цемент, пыли, но спустя 3 часа 23 минуты заехал в мастерские для заправки топливом и небольшого ремонта. В машину положили два запасных ремня (вентилятора и гидроусилителя), свечу, заменили колеса с помятыми ободами и через 12 минут — вперед. Теперь за штурвалом Григорьев. Он прошел второй круг за 3 часа 30 минут, потратив 40 минут на поиски бензина для дозаправки. Теперь 11 минут ремонта, и на дистанции — Боб. Он закончил свой круг через 3 часа 43 минуты. На последний идти вновь Григорьеву. Отрегулировано буксующее сцепление, заменены колеса. Гонщик тщательно крепит к шлему шланг, по которому вентилятор гонит свежий воздух. Застегивает накидку между шлемом и плечами — она защищает от пыли. Затягивает широкий предохранительный пояс. Боб предупреждает — будь осторожен, не работает стартер. Автомобиль «Джимко-фольксваген-баха-баг» команды «СССР—США» на дистанции кросса. Управляет — А. Григорьев.
Алексей Григорьев тестирует «Пенске- ПК-17» Эмерсона Фиттипальди. Рядом — напарник советского гонщика, Боб Атгард.
Григорьев срывается с места. Наш экипаж идет вторым в классе и 28-м в абсолютном зачете. Опускается ночь. Борьбу продолжают лишь треть участников. По пустынной темноте ищут фары. Как там наш автомобиль? Потом Григорьев расскажет, что весь круг руль было необходимо крепко держать двумя руками.
В 21.30 кончился аккумулятор — погасли фары, затих мотор. Соперники в пыли и тьме проносились мимо. Неудача — мята оказалась горькой на вкус. Что поделать, очень много энергии приложила команда «США—СССР», но не хватило малости — четкой организации работы обслуживающей бригады. Боб не успел выставить свой автомобиль на тренировку. Трудно его упрекнуть — он крутился как любой американец, стремящийся схватить Госпожу Удачу за руку. «Но все еще впереди, — поделился Курило, — АПН, может оказать помощь команде «США—СССР».
«Ещё один старт, — подитожил Атгард, — результат манипуляций многих людей. В дальнейшем, с накоплением опыта можно рассчитывать на успех».
А вот что сказал Д. Александер, представитель фирмы «Гудьир»: «Мы рады, что в таких статусных мероприятиях принимают участие русские гонщики — это происходит в первый раз. Мы очень горды что «Гудьир» поддерживает эти начинания. Настоящие бойцы! Это важно для международных отношений, буду рад, если это сыграет положительную роль. И уж в любом случае все мы обрели новых друзей».
И, наконец, мнение другого нашего спонсора. Д. Биньон, президент правления отеля «Подкова», выразив свое удовлетворение стартом советского гонщика в кроссе «Минт- 400», отметил: «У нас прежде выступали спортсмены из Японии, Мексики, Канады, Франции. Участие русских придает этим соревнованиям большое международное значение».