Женские секреты в письмах
Что делать? Ну что делать? Растет стопка писем в «Подружку» — вопросы, вопросы, вопросы... И мы сегодня решили разнести эту почту по разным адресам — людям, так сказать, компетентным в вопросах, которые задают наши читатели.
Итак...
«Дорогая «Подружка»! Хочу поделиться с тобой своим счастьем или, может быть, горем. Не могу больше носить все в душе. Дело в том, что я влюблена. Такая любовь, наверное, со стороны может показаться наивной, потому что она — по телевизору. Я знаю, что многие девчонки влюбляются в артистов — по глупости или из-за моды. Но у меня это очень серьезно. Александра Серова я люблю не только как певца, но и как человека. Когда я слышу его голос, у меня замирает сердце, на глазах появляются слезы. А он даже ничего не знает обо мне. Что же мне делать? Единственная радость — прочитать его интервью, увидеть фотографию...»
Конечно, признание в неразделенной любви не может не вызвать сочувствия. Но откуда берется «любовь по телевизору»? Почему во все времена популярные артисты становились предметом обожания молодых девушек? Наверное, потому, что в 13—14 лет не влюбляться просто невозможно. А в кого? Сверстники кажутся пока неинтересными, слишком «маленькими». А круг общения в таком возрасте еще не так велик. Наверное, в такой любви не было бы ничего плохого, если бы она не приносила самим девушкам столько огорчений. Действительно, ведь на взаимность рассчитывать не приходится: у артистов своя личная жизнь, да и недостатка в общении они явно не испытывают. Например, Александр Серов не случайно никому не дает свой телефон: «Внимание, конечно, приятно, но его избыток сильно отвлекает, мешает и работать, и отдыхать»,— поясняет он.
Встретиться с певцом удалось только после концерта во Дворце спорта «Динамо». Когда Александр пел, восторженные поклонницы бросали на сцену цветы, а после выступления его окружили желающие получить автограф. Конечно, каждому популярному артисту приходится сталкиваться с бурными проявлениями любви зрительниц. Как относится к этому Александр Серов?
— Я не первый год работаю на эстраде, и встреч со зрителями было очень много, — сказал он. — Конечно, чувствуется доброе отношение девушек, я им благодарен за это и стараюсь всегда быть с ними тактичным. Но уделить внимание всем, конечно, невозможно. Хочется, чтобы они понимали это и не обижались. Что можно ответить девушке, приславшей письмо в журнал? В хорошей песне есть сила — эта сила мелодии, стихов, исполнения. Отсюда такое сильное впечатление — до замирания сердца, до слез. В искусстве есть то доброе, светлое, к чему люди тянутся. Я буду доволен, если мои песни помогут кому-то найти себя, научиться делать добро и просто принесут несколько минут радости. А грустить не надо. Я уверен, что эта девушка обязательно встретит свое счастье.
От «Подружки»: Так что тем, кто страдает от безответной любви к певцам, может помочь только одно: наслаждаясь пением своего кумира, не «зацикливаться», не переставать замечать людей вокруг — среди них, право же, немало хороших и интересных, вполне подходящих в друзья и в спутники жизни.
«Здравствуй, «Подружка»! Посоветуй, пожалуйста, как нам быть. Мы учимся в девятом классе, нам по 15 лет. Хочется модно одеться, бывать на дискотеках, концертах. Но мы считаем, что в нашем возрасте и при нынешних ценах полностью «сидеть на шее» у родителей нехорошо. Где и как мы можем заработать хотя бы немного денег? Куда нам обратиться?»
Если обратиться к «Положению о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время», то можно сделать вывод, что школьники, достигшие 14 лет, могут быть приняты на работу в государственные и кооперативные предприятия, учреждения, организации. При этом они могут заниматься легким трудом, не причиняющим вреда здоровью и не мешающим учебе. Но известно, что реальность всегда сложнее, чем ее отражение в разного рода постановлениях и инструкциях.
Как же обстоят дела на практике? На что могут рассчитывать школьники, которые хотят самостоятельно зарабатывать?
— Вопрос сложный, — вздохнул зав. отделом Штаба добровольных трудовых объединений молодежи при Московском горкоме ВЛКСМ Сергей Шиленин. — Дело в том, что предприятия не заинтересованы в труде школьников: большая ответственность, необходим контроль. Ребятам, которые обращаются к нам, стараемся, конечно, помочь, но возможности оставляют желать лучшего. Устроиться школьникам удается обычно на неквалифицированную, монотонную, малооплачиваемую работу. Гораздо больше пользы было бы, если бы они могли не только заработать, но и научиться какой- либо профессии. Поэтому мы видим свою задачу в создании новых рабочих мест для молодежи. Планируем организовать на базе УПК и ПТУ предприятия комсомола, работающие на полном хозрасчете, где школьники будут получать профессию и зарабатывать деньги. Помогут и школьные кооперативы, например, по бытовому обслуживанию населения. Но это — дело будущего. А пока школьники могут работать в основном на почте. Летом привлекаем их к продаже соков. Это не лучший вариант, но выбора нет. Нынешним летом будут организованы бригады для сбора урожая в Ставропольском крае, где смогут работать и школьники. Но это, конечно, не решит проблему в целом, так как только в Москве сейчас около 36 тысяч школьников, желающих работать.
С вопросом о том, где могут работать школьники в многомиллионном городе, мы обратились и в городской Центр по трудоустройству. Там ответили коротко и ясно: «Мы школьниками не занимаемся. Обращайтесь в Центр по трудоустройству Калининского района». Действительно, школьникам, живущим в этом районе Москвы, повезло: здесь вопросами их трудоустройства занимаются серьезно. Слово старшему инспектору по вопросам молодежи Центра по трудоустройству Калининского района Александру Королькову:
— В нашем районе довольно много предприятий, где принимают на работу школьников. Это чаеразвесочная фабрика, швейная фабрика им. Клары Цеткин, два хлебозавода, бюро технической инвентаризации и еще 16 базовых предприятий. Раньше труд школьников использовался для летней торговли соками, но теперь мы стараемся этого избегать — практика показывает, что иметь дело с деньгами в таком возрасте еще сложно. Ребята в нашем районе работают укладчиками, упаковщиками, уборщиками, чертежниками, обмерщиками, швеями. Сколько можно заработать? Учитывая, что рабочий день школьников может длиться не более четырех часов, за 10 дней зимних каникул можно получить примерно 25 рублей, а за лето — около 80 рублей.
Что нужно, чтобы устроиться на работу? Нужно прийти к нам в Центр, имея при себе медицинскую справку о состоянии здоровья, письменное согласие родителей, заверенное в школе или РОНО, и согласие школы. Как правило, мы никому не отказываем (не считая тех случаев, когда состояние здоровья не позволяет школьнику работать). Правда, бывает, что ребята, взявшиеся за дело с энтузиазмом, рассчитываются, проработав всего два-три дня. Любой труд требует усилий, организованности, и выполнять его намного труднее, чем мечтать заработать на магнитофон или вареную куртку.
Совет учителям и родителям: лучше заключать коллективный договор, то есть работать всем классом или хотя бы группой в 8—10 человек. Как показывает опыт, при этом повышается организованность, а значит, и заработок. А еще лучше было бы добиться, чтобы предприятия создавали специальные рабочие места для учеников своих подшефных школ.
Есть у нас и такой опыт: была организована группа из 34 школьников, так называемых трудных подростков, которые работают сейчас в ЦИАМе им. Баранова. Там они получили профессию, учатся в вечерней школе. Результаты получились неплохие. Однако с введением хозрасчета устроить школьников на работу становится все труднее.
От «Подружки». Ответы, конечно получены. Но устроят ли они Лену и Таню, а также всех наших читателей, которые хотели бы поработать летом и не только летом? 36 тысяч школьников, ищущих работу только в одной Москве! А сколько таких ребят по всей стране? Очень хотелось бы, чтобы наши читатели написали нам о своих поисках работы — удачных и безрезультатных. Давайте еще раз подумаем вместе: что же делать, как все-таки решить эту проблему, из которой «выросло» уже не одно поколение школьников? Итак, задание на лето тем, кто чувствует себя самостоятельными людьми: попытаться устроиться на работу и написать нам, что из этого вышло.
«Я с первого класса дружу с девочкой. Оля была моей лучшей подругой, все свободное время мы проводили вместе, у нас не было секретов друг от друга. Но вот мы перешли в восьмой класс. И с Олей стало твориться что-то ужасное. Она познакомилась с компанией девчонок, которые только и делают, что ходят по дискотекам, обнимаются с мальчиками, «балдеют» под музыку, курят, пьют... Разговоры у них только о мальчиках, о том, кто во что одет, где достать импортную косметику. Я пробовала поговорить с Олей, внушить ей, что эта ее новая компания плохая и до добра ее не доведет. Но она смеялась надо мной, сказала, что со мной ей скучно, а с ними весело. Я не знаю, что мне делать. Больно видеть, как погибает рядом человек. Помогите!»
Человека, который мог бы ответить на это письмо, мы нашли среди психологов, на общественных началах помогающих приемнику-распределителю для несовершеннолетних. «Подружка» совсем не хочет намекнуть Оле, что дружба с «нехорошей» компанией может привести ее в это печальное место. И все-таки слово психологу, сотруднику Всесоюзного научно-методического суицидологического центра Наталье Ротиновой:
— Лариса хочет взять на себя, пожалуй, самую тяжкую ношу — исправление чужих ошибок. Я не открою Америки, но рискну сказать, может быть, нечто непедагогичное: все истоки нынешних Олиных бед надо искать в ее семье. Даже если это «благополучная» семья. Ведь дело не в том, что говорят родители, какие правильные слова, как наставляют «на путь истинный». Дело в том, какие они есть на самом деле, без прикрытия слов.
Практически все подростки рано или поздно сталкиваются с «дурными компаниями». Но далеко не всем уютно в этих компаниях, далеко не всем нравится такое «балдежное» времяпрепровождение И если Оля так легко и с таким удовольствием вошла в такую компанию — значит, не было у нее иммунитета, который закладывается с самого раннего детства самим строем семьи, атмосферой ее, системой ее ценностей.
Сейчас очень часто и способы-то, которыми девчонки решают свои проблемы, чисто мальчишечьи: драки, тычки, подзатыльники, грубое слово...
Потому что, к сожалению, мамы этих девчонок, издерганные работой и домашними неурядицами, не могут служить для дочерей воплощением настоящей женственности. И девчонки вынуждены усваивать модель поведения, принятого на улице, — колесо жестокости пущено, и под него попадают очередные новички...
Кстати сказать, и на отношениях с мальчиками сказывается это отсутствие женственности, не усвоенная в семье «культура флирта». Ну, «ходим». А дальше что? Нет эмоциональной наполненности отношений. Очень часто девочка просто не знает, как сделать так, чтобы быть интересной своему парню без немедленной постели.
Если Лариса всерьез обеспокоена судьбой своей подруги, ей не стоит читать ей морали — это только раздражает. Надо постараться понять, почему Оля стала такой. И излишний интерес к косметике и нарядам надо понять. Ведь они необходимы для любой женщины — чтобы чувствовать себя хорошо и нравиться. Но когда вещи и косметика достаются невероятной ценой, средство превращается в цель, в самоцель. Это заполняет все время. Тут никакие нотации не помогут. Одной системе ценностей надо противопоставить другую. Причем не надо говорить: вот, мол, вместо того, чтобы на дискотеку идти, лучше бы учебник почитала. Учение и самоусовершенствование никогда не станут альтернативой дискотеке. Альтернативой дискотеке может стать поход, катание на коньках, на лыжах, если, конечно, это Оле будет интересно.
Вообще же в любой дружбе, в любом общении незримо присутствует вопрос: что мы можем предложить друг другу, насколько мы друг другу интересны и нужны? Если нет заполненности отношений, появляются внешние стимулы для заполнения пустот: сигарета, рюмка, «балдежная» музыка, под которую нельзя ни говорить, ни даже думать... Сопутствующие, фоновые вещи разрастаются, превращаются в ведущие... И тут у меня уже вопрос к Ларисе: насколько ты сама можешь быть интересной для своей подруги, насколько интересна твоя собственная жизнь, чтобы противостоять нынешней Олиной кампании?
От «Подружки»: Если среди наших читателей есть люди, которые когда-то попадали в такую же ситуацию, как Лариса, пусть они поделятся своим опытом.
Источник-журнал Работница