Сентелек-каменный компас
В степи невыносимый палящий зной. Воздух тонет в пыльном мареве. Дорога, как будто спасаясь от жары, прячется в предгорьях. Спуски короче, подъемы длиннее и круче. Огибая скалы, трасса выбегает к реке Чарыш. Быстрая прозрачная вода сверкает на солнце. После долгого подъема — крутой спуск в прохладную долину реки Сентелек, притока Чарыша. Выше деревни, тоже именуемой Сентелек, долина расширяется, образуя на левом берегу покатую террасу. Здесь, как страж вечности, стоит необыкновенный курганный комплекс.
Курган — около 50 метров в диаметре, его невысокая плоская насыпь сложена из камня. По кругу идет ограда-кромлех из вертикальных плит. Внутри ограды под травой и мелким кустарником можно различить кольцо из таких же плит, сложенных горизонтально. Курган весь изрыт, с боков и в середине: поработали древние грабители... и археологи: памятник частично исследован, расчищены фрагменты кладки. По линии, проведенной от центра кургана строго на восток (проверено по компасу), — 17 каменных стел. Их было 19, от двух остались только следы в земле; остальные, поваленные временем, археологи установили на прежнее место. Все они развернуты плоскими сторонами на север-юг и на неровном склоне воздвигнуты так, что их верхушки остаются на одном уровне. Самая высокая — метра четыре с половиной , а самая низкая — меньше двух, вровень с курганной насыпью. Стоят в строю как солдаты. Строй их указывает точно на скалистую вершину, возвышающуюся над тем берегом. Солнце из-за вершины встает над курганом и озаряет их светлые лица точно в день равноденствия. По тому, как падает от них тень на восходе, можно определить день и месяц. Зная день и месяц, можно определить час. Для того чтобы построить этот каменный компас, солнечные часы и обсерваторию бронзового века, нужно было обладать немалыми астрономическими знаниями. А если вспомнить, что тела усопших в погребении ориентированы по сторонам света, то перед нами сооружение еще и мистическое. Не по этой ли каменной дороге уходили на ту гору, к весеннему свету, духи усопших?
Как Катунь, сливаясь с Чуей, образует мощный и бурный поток, прорывающий насквозь горные породы, так и Алтай с древних времен был тем местом, где ручейки повседневности сливались, рождая потоки исторических явлений. Мир древних кочевников складывался здесь в I тысячелетии до н. э. Эта своеобразная горностепная цивилизация не оставила письменных памятников, поэтому нам неведомы имена создавших ее народов. С легкой руки Геродота этот исчезнувший мир стали называть скифским. Древние скифы, саки, массагеты, савроматы, загадочные юечжи, более поздние сарматы, тюрки, хунны и другие народы и племена распространили традиции кочевой культуры от Китая до Балкан. Материальные памятники этой культуры — погребальные комплексы, курганы. Их очень много на Алтае.
Вот и здесь, в долине Сентелека, 25 веков назад был погребен великий воин, повелитель своего племени. Возле его могилы были совершены многочисленные тризны, принесены жертвы. В память о его победах выстроились у кургана каменные стражи, указывающие путь, которым должны последовать его потомки.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)