Чуйский тракт
Издревле дорогами, пронизывающими горный массив Алтая, были реки. Прежде всего — великая Катунь и главный из ее верхних притоков — Чуя. Вниз можно сплавляться, вверх — подниматься по долинам, преодолевая скалистые хребты и теснины. Путь трудный, опасный, но осуществимый. Он и сейчас манит любителей сильных ощущений: байдарочников, плотовиков, конных туристов. С XVIII века действовала вьючная тропа вдоль рек Катунь и Чуя. Путь этот вел из Сибири в Монголию. В 1901 году началось строительство дороги. Построена она была только в сталинские времена трудами комсомольцев-энтузиастов, местных жителей и подневольных зэков. Назвали ее Чуйским трактом.
Сегодня Чуйский тракт — участок автодороги М52 (Новосибирск — Ташанта) от города Бийска до границы с Монголией. Главная жизненная артерия Горного Алтая. Протяженность — 602 километра. Проходит вдоль рек Катунь, Урсул и Чуя, через перевалы Семинский и Чике-Таман. Самая высокая точка — 2481 метр, у границы с Монголией. В Бийске есть музей Чуйского тракта — единственный в России музей, посвященный автодороге.
Этот путь, безусловно, один из красивейших в России.
От Бийска дорога идет по Предалтайской равнине. В 30 километрах от Бийска — большое село Сростки, родина Василия Шукшина. На сельских улицах, как в кадрах фильма «Печки-лавочки» или «Калина красная», Василий Макарович живет и властвует. О нем, о сюжетах и образах его творений напоминает все: кривые колеи и дощатые заборы, четырехскатные крыши сибирских изб, крашеные ставни на окнах, музей его имени и, конечно, памятник на возвышающемся над Сростками холме Пикет: босой бронзовый Шукшин сидит на массивном камне, по-мужицки обхватив колени, упрямо глядя в катунскую даль...
Дорога плавно поднимается по предгорью. Справа то приближается, то удаляется Катунь. По мере продвижения вверх все меньше становится примет городской цивилизации, меняется население. Внешнее отличие алтайских сел от русских в том, что рядом с домами на участках стоят юрты. Правда, юрты у большинства алтайских племен деревянные, шести-восьмиугольные, крытые корой, рубероидом, а то и металлочерепицей. Живут в них только летом.
У села Усть-Сема Чуйский тракт уходит от Катуни в сторону, чтобы снова с ней встретиться через сотню километров. За селом Шебалино начинается подъем на Семинский перевал, подъем долгий, прямой и однообразный. И такой же прямой и долгий — 11 километров — спуск. Высота перевала — около 1900 метров, это почти у верхней границы тайги. На этой высоте растут сибирские кедры, сменяя лиственнично-пихтово-березовые леса. Поэтому воздух здесь по-особому чист и целебен. На плавной, ровно-покатой вершине перевала — обелиск в память 200-летия вхождения Горного Алтая в состав Российской империи. Впереди и внизу — просторная долина реки Урсул.
Тут, на широких просторах, образованных Урсулом, мир совсем иной, чем возле Бийска. Кругом — горные хребты. Села окружены высокотравными степями, где пасутся неисчислимые стада коров, отары овец, табуны прекрасных лошадей. И великое множество курганов — археологических памятников древне-кочевнических культур. Духи курганов имеют власть над душами современных жителей этих мест.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)