Троицкий собор в Верхотурье
С завоеванием Казани, с закреплением российского орла на вятских и пермских землях русским людям открылся путь на Урал. В конце XVI века первый бросок на восток был совершен: русские поселения, городки, остроги один за другим принялись расти на каменистых берегах Уральских рек. В 1597 году воеводы Василий Головин и Иван Воейков основали укрепленный городок в верховьях реки Туры, притока Тобола. Шестнадцатью годами раньше этим путем — по Чусовой, Серебряной, Тагилу, Туре — прошел отряд Ермака. Вслед за ним через шесть лет — отряд воеводы Василия Сукина и Данилы Чулкова: они основали Тюменский острог на Туре и Тобольский при впадении Тобола в Иртыш. Путь за Камень (как издавна называли на Руси Урал) был проложен. Верхотурский городок встал хранителем перевала на этом пути — почти на самом европейско-азиатском водоразделе.
В начале XVIII века царь Петр по-новому заинтересовался Уральскими горами. Железо и медь для пушек — вот что нужно было воюющей России. Главный путь к рудным богатствам Урала пролегал через Верхотурье. Здесь был построен новый кремль — хоть и маленький, но крепкий, кирпичный, а не деревянный, как почти все остроги Урала и Сибири. И при нем — собор во имя Святой Живоначальной Троицы.
Троицкий собор был заложен во исполнение царского указа в 1703 году, в том самом, когда на берегах Невы началось строительство Санкт-Петербурга. Днем основания Санкт-Петербургской крепости стал День Святой Троицы, и первый городской храм Петербурга также был освящен во имя Святой Троицы. Между городом на Неве и городом на Туре есть связующая нить.
Строительство храма продолжалось долго. В 1709 году он был освящен, но достраивался еще три года. Имена его строителей неизвестны, но известно, что работали тут мастера уральские и строгановские — возможно, те же, которые возводили Введенский собор в Сольвычегодске. Верхотурский храм, правда, выдержан в духе более традиционном для русской церковной архитектуры, чем Сольвычегодский. В нем больше гармонии, соответствия месту. Но мотивы, типичные для строгановской и нарышкинской архитектуры, явственно звучат в его облике.
Он красиво стоит на скалистом холме над рекой. Он как бы вправлен в невысокую стену кремля: колокольня с главным входом внутри стены, остальное здание снаружи. Как драгоценный камень, вделанный в кольцо. Его белоснежный объем прост: приземистый четверик, на нем такой же приземистый восьмерик. На каждой грани восьмерика — прямоугольные окна. Выше — сферический свод, на нем — пятиглавие. Фигурные сплюснутые главки, почти одинаковые по высоте, лежат на восьмигранных барабанах. Четыре боковых барабана опираются на кубические основания, украшенные фронтонами. К четверику с востока примыкает пятигранная апсида, тоже низкорослая, с небольшой главкой. С северной стороны — придел, выдержанный в тех же коренастых формах.
Декор обилен, но прост: оконные наличники в виде завитков и колонок; трехчетвертные колонны — на всех углах (на четверике — мощные, на восьмерике и апсиде — стройные). Рельефные пояски под карнизами. Изразцовые цветные звездчатые фигуры вокруг круглых оконлюкарн на боковых фасадах.
Чудо вот в чем. При всех описанных особенностях собор должен быть тяжелым, неуклюжим. А он строен, светел, летуч. Его полету помогает высокая, заостренная к небу колокольня. Он — дивный красавец, освящающий путь в великую страну — Сибирь.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)