НЕ ГОНИ ЛОШАДЕЙ!
Спросите любого водителя: чем опасна высокая скорость? Он, не задумываясь, ответит: увеличением тормозного пути. А поскольку современные автомобили оснащены несравненно более эффективными тормозами, чем прежние, вероятность не успеть остановить машину, видимо, не очень-то водителей пугает или настораживает.
Конечно, остановочный путь автомобиля с увеличением скорости возрастает. Но не меньшие опасности угрожают и с другой стороны. Угрозы эти весьма реальные и к тому же коварные, ибо водители сплошь и рядом о них даже не подозревают. Вот о том, в чем эти опасности заключаются, мы и хотим поговорить.
Работа водителя, как и любая другая, характеризуется определенным уровнем нервного возбуждения, который находится в прямой зависимости от условий ее выполнения. Чтобы поддерживать оптимальный уровень, надо периодически переключать внимание с основного объекта (дороги) на второстепенные, что особенно важно при движении по однообразной, например степной, местности. Это, в общем, все знают. Но не все знают, что зона концентрации внимания водителя существенно изменяется от скорости. Чем меньше скорость, тем больше эта зона.
При малой скорости внимание водителя практически распределено по всему полю зрения равномерно. С ее увеличением оно сосредоточивается в центральной части поля, сокращается и продолжительность фиксации взгляда для получения того или иного зрительного восприятия. При скорости свыше 80 км/ч продолжительность фиксации приближается к своему минимальному значению — 0,15—0,2 с. Это приводит к тому, что водитель не всегда успевает правильно воспринять и оценить влияние того или иного объекта на безопасность движения.
Сужение зоны концентрации внимания с ростом скорости свидетельствуем о более напряженной работе водителя. Именно этим сужением объясняется тот факт, что при высокой скорости (более 80 км/ч) водители порой не воспринимают объекты, расположенные, например, на обочине и придорожной полосе. Возрастает и нервно-психическая нагрузка, ибо увеличивается количество объектов, которые водитель должен обнаружить, опознать и оценить в отношении опасности за единицу времени. Исследования показали, что эмоциональное напряжение достигает наиболее высоких значений при скоростях свыше 100 км/ч, а оптимальный диапазон, в котором водители действуют надежно, 65— 90 км/ч. Эти данные получены на двух полосных дорогах с помощью ходовой лаборатории.
Почему при высоких скоростях заметно снижается надежность водителя?
Потому что количество информации об условиях движения — дорожно-транс-портной ситуации, знаках, разметке, параметрах дороги, транспорте, пешеходах и т. д. — превышает его возможности восприятия и переработки этой информации. К тому же он все острее испытывает недостаток времени для принятия решения в сложных ситуациях, которые возникают при движении с высокими скоростями довольно часто. Вот в чем опасность.
Подтверждает сказанное и статистика ДТП: число аварий и тяжесть их последствий заметно растут с увеличением скорости. Посмотрите на график: при скорости 100—110 км/ч число погибших в четыре раза больше, чем при 70—80 км/ч.
Особенно трудно приходится водителю на сложных участках дорог — с недостаточной видимостью, крутыми поворотами, спусками, подъемами и т. д., тем более, когда они неожиданны. Здесь требуется очень быстрая оценка дорожных условий и складывающейся ситуации, немедленное осуществление маневра. Одновременно возрастают действующие на водителя центробежная сила и ускорение. Вот почему любое осложнение обстановки, с которым он в другое время легко бы справился, может повлечь в данном случае дорожное происшествие.
Зависимости, полученные при анализе ДТП, свидетельствуют, что в расчете на один автомобиль, совершивший аварию, наименьшее количество пострадавших — в диапазоне 60— 70 км/ч. О том, что этот диапазон скоростей менее всего «уязвим», свидетельствуют и данные психофизиологических исследований. В таблице приведены показатели состояния водителей в зависимости от скорости движения (по одному и тому же участку дороги).
Большинство придерживается скоростей, соответствующих динамическим и тормозным качествам автомобиля. Некоторые же развивают чрезмерный темп, неоправданно рискуют, игнорируют осложнение обстановки — ограниченную видимость, узкие мосты, недостаточную ширину проезжей части, населенные пункты и т. д. Высокая скорость чревата опасностью даже тогда, когда дорога не очень загружена, потому что внимание водителя невольно снижается, и он не всегда своевременно реагирует на ухудшение дорожных условий и другие затруднения.
Сложные условия возникают, когда водители движутся в группе («пачке») автомобилей. Это связано с тем, что нередко в потоке они вынуждены держать непривычную для них скорость. Те, кому не хватает терпения приспособиться к общему сложившемуся режиму, прибегают к обгонам. Между тем, когда загрузка дороги растет, выполнить этот маневр становится все труднее: неблагоприятные условия (участки с необеспеченной видимостью, спуски, подъемы, населенные пункты и т. д.) часто не позволяют осуществлять его, к тому же в «пачке» водитель лишен свободы маневра. При таких условиях он находится в постоянном напряжении и испытывает недостаток времени для принятия решения в случае изменений в потоке. Но даже за счет высокой мобилизованности организма ему не всегда удается избежать ошибок, которые приводят к авариям. Поэтому, двигаясь в потоке, надо избегать лишних маневров, внимательно следить за изменением условий движения и не превышать скорость потока.
Условия движения на многополосных дорогах несколько иные, чем на двух полосных. Да и ощущение скорости меняется. Ведь водитель воспринимает ее главным образом по частоте мельканий (перемещений) объектов в поле зрения. При удалении машины от кромки проезжей части их перемещение относительно нее становится, естественно, медленнее. Водителем же эта перемена воспринимается порой как снижение скорости. И наоборот, на узких дорогах из-за быстрой «смены декораций» в поле зрения скорость своего автомобиля кажется ему выше, чем на самом деле. Так, средняя скорость транспортного потока на дорогах с аллеями за обочиной обычно на б— 7 км/ч ниже, чем на таких же по ширине трассах, но без придорожных посадок. Вместе с тем на магистральных дорогах с широкой проезжей частью и полосой отвода темп движения выше, поскольку перемещение объектов в поле зрения водителя замедляется в два— два с половиной раза. Даже опытные водители, которые на двух полосных дорогах ездят не быстрее 80 км/ч, на просторных держат 100—110 км/ч.
Ну и что тут опасного, может возникнуть вопрос. Дело в том, что эта скорость воспринимается ими как 60— 70 км/ч в обычных условиях и с этих позиций оцениваются дорожно-транспортные ситуации. Между тем тормозной путь и боковая подвижность автомобиля при таком повышении скоростей увеличиваются более чем вдвое. К тому же при высокой скорости нарушается точность оценки расстояний до впереди идущего и встречных автомобилей, ширины проезжей части и обочины. Наш совет: на магистральных дорогах чаще смотрите на спидометр, не полагаясь на свое умение определять скорость. Опытные данные свидетельствуют, что только 33% водителей делают это безошибочно.
Наконец, будьте внимательнее при въезде в город. К сожалению, на окраинах населенных пунктов часто фиксируются скорости, не соответствующие условиям движения. Водители привыкают к высокому темпу и нередко продолжают ехать по улицам города так же, как за городом, что сразу же повышает вероятность ДТП.
Опасность движения с высокой скоростью на участках дорог, где условия этому не отвечают (узкая проезжая часть, частые пересечения в одном уровне, пешеходные переходы, кривые малого радиуса с ограниченной видимостью и т. п.), состоит еще вот в чем. Конечно, водитель, понимая риск, на который идет, предельно мобилизуется. Однако эта его напряженность, повышенная готовность реагировать на малейшее изменение обстановки, не говоря о возможных стрессовых ситуациях, ведут к быстрому накоплению усталости, которая затем непременно сказывается на надежности управления автомобилем. Вот только два примера того, как резко возрастает нервно-психическое напряжение водителя, когда скорость не соответствует условиям движения.
В ходе наших испытаний на автомобиле-лаборатории едва не был сбит пешеход, выскочивший из-за стоящего автобуса. Пульс у водителя в этот момент подскочил с 85 до 130 ударов в минуту. В поисках выхода из создавшейся ситуации значительно увеличилось число фиксаций взгляда — до 3,26 при норме 1,5 в секунду. Пусть в этот миг такие перегрузки к срыву в действиях водителя не привели, но он может произойти и через некоторое время. Бесследно такие вещи не проходят.
Другой факт. В наших исследованиях участвовали водители не старше 35 лет, со средними физическими данными. Так вот, даже значительные физические нагрузки, например 20 приседаний в течение 30 секунд, не учащали их пульс выше 145 ударов. Между тем проезд на скорости 90 км/ч по извилистому участку с ограниченной видимостью повышал его с 80 до 120 ударов. Это сравнение дает некоторое представление о нагрузках сердечно-сосудистой системы, которые испытывает водитель при высоком нервно-психическом напряжении.
Итак, «не гони лошадей». Не переоценивай собственные возможности и не давай азарту взять верх над осторожностью. Любители высоких скоростей рискуют не только своей жизнью, но и благополучием других участников движения, да и материальные потери нельзя сбрасывать со счетов. Мало того что лихачи сами испытывают высокую психическую нагрузку, они заставляют нервничать и ставят в опасные ситуации тех, кто оказывается рядом с ними. Пора всем понять, что первым признаком мастерства в управлении автомобилем является плавная езда, а не беспрестанное и резкое изменение скорости. Менее быстрое, но плавное движение, особенно в городе, не только гораздо безопаснее, но и эффективнее.