Падуя
50 км от Венеции
От Венеции до Падуи (Padova) с ее фотогеничными улицами-аркадами меньше часа пути, так что грех не съездить хотя бы за фресками Джотто в капелле Скровеньи (Cappella degli Scrovegni), построенной на месте арены античного цирка (отсюда второе название: dell’Arena). Вообще-то, Джотто явился в Падую по приглашению францисканцев из базилики Сант-Антонио, но так получилось, что созданное по их заказу пропало, а росписи из частной капеллы банкира Энрико Скровеньи вошли в число главных шедевров итальянской живописи. Капелла крохотная (чтобы туда попасть, в сезон нужно записываться минимум за неделю), но масштаб затеи был ясен уже современникам: обитатели соседнего монастыря поспешили обвинить Энрико (чей портрет в коленопреклоненном виде, с моделью храма в руках, красуется над входом, под изображением Страшного суда) в гордыне. У церковников с этим семейством были очень непростые отношения: скажем, Скровеньиотца, ростовщика и обитателя седьмого круга Дантова ада, похоронили за кладбищенской оградой. Сын решил построить храм в порядке искупления фамильных грехов, и программа росписи (1303-1305) подобрана соответствующая: история спасения человечества. Джотто рассказал в сорока эпизодах на четырех ярусах. В верхнем праиом расположены сцены из жития Иоакима и Анны, родителей Девы Марии; напротив — житие самой Марии; и триумфальной арке перед алтарем помещена кульминация — Благовещение. Два средних ряда отданы евангельским событиям от рождения Христа (в сцене с волхвами художник изобразил комету Галлея, которую лично видел в 1301 году) до страстей и воскресения. Всю многофигурную летопись подпирают аллегорические фигуры добродетелей и пороков в ложных нишах у самого пола. О конечном итоге спасения напоминает небесно-синий потолок с золотыми звездами.
По соседству можно изучить уцелевшие после бомбардировок союзников фрагменты фресок Мантеньи н церкви Эремитани (Eremitani). Само здание не столь примечательно — за архитектурой лучше отправиться н базилику Сант-Антонио (Sant’Antonio) XIII-XIV веков, которую в городе называют попросту Иль-Санто (II Santo). Сюда люди несут золотые фигурки сломанных, но исцеленных конечностей и разбитых, но починенных автомобилей: святой Антоний, уроженец Лиссабона, попал в Италию случайно, потерпев кораблекрушение, прошел ее из конца в конец и с тех пор защищает путешественников. Скульптуры и рельефы для главного алтаря Иль-Санто создал в середине XV века Донателло, и его же работа — бронзовый памятник местному кондотьеру Гаттамелате прямо перед храмом.
Иль-Санто совершенно затмевает скромный, трижды перестроенный собор (Duomo), зато романский Баптистерий (Battistero) достоин визита: в 1370-х годах флорентиец Джусто де Менабуои покрыл его занимательными фресками. В апсиде он подробно расписал ужасы апокалипсиса (в частности, вылезающую из моря семиглавую зверюгу с папскими тиарами на рогах), а купол населил плотной толпой святых и праведников.
Помимо культовых построек в Падуе интересна ратуша XIII века—палаццо Раджоне (Palazzo dellaRagione). Это приземистое сооружение напоминает вокзал, обведенный детскими каракулями аркад. Весь верхний ярус состоит из гигантского зала (Salone) без единой опоры, с высоким деревянным потолком, похожим на перевернутое днище корабля, и расписными стенами, где каждому из 12 месяцев посвящено несколько символических сценок. Когда-то в зале заседал городской суд, теперь — проходят выставки. Постоянных экспонатов ровно два: пятиметровый деревянный конь, срубленный для одного из городских праздников в 1466 году, и позорный камень, на который падуанских банкротов заставляли три раза сесть, раздевшись до портков. После экзекуции их прогоняли из города, и вернуться было нельзя: нарушителей ловили и подвергали той же процедуре, но с обливанием холодной водой.
По бокам ратуши лежат две рыночных площади: Эрбе (piazza delle Erbe) и Фрутта (piazza della Frutta), травяная и фруктовая. На обеих к вечеру появляются передвижные лотки, с которых торгуют вареными осьминогами, крабами и улитками в чесночном соусе (последних принято высасывать из раковины без помощи вилки).
Когда (в 1318 году) Падуя перестала быть независимой республикой и попала в лапы первого из череды окрестных тиранов, тот обустроил для себя соседнюю площадь Синьори (piazza dei Signori), а венецианцы, получив в 1405 году контроль над городом, возвели там Часовую башню (Torre dell’Orologio) и устраивали под ней торжественные процессии и карнавальные гонки ослов, девушек и евреев.
Падуанский университет (Universita degli Studi di Padova), второй в стране после Болонского, был основан задолго до прихода завоевателей, в 1222 году, компанией докторов и студентов, сбежавших (как раз из Болоньи) от папско-императорских разборок. План найти в Падуе место поспокойнее в итоге провалился, а университет остался. В литературе он известен как то самое заведение, где обучались скаредные и желчные доктора из венецианской комедии дель арте. Главное здание называется палаццо Во (Palazzo) и пленяет овальным, очень эффектным анатомическим театром, в котором исследовал кровообращение Уильям Гарвей. Круглый ботанический сад (Orto Botanico), заложенный в 1545 году, сперва был аптекарским огородом при медицинском факультете. Потом в него начали завозить разные диковинки: здесь укоренился первый в Италии картофельный клубень и зацвела первая в Европе магнолия (она до сих пор жива, хоть и посажена в 1786 году).
Тему эллипса продолжает гигантская площадь Прато-делла-Валле (Prato della Valle) рядом с ботаническим садом. Овал здесь прочерчен специально вырытым в конце XVIII века каналом с мраморными фигурами по краям: ученые мужи и государственные деятели мирно отражаются в гладкой воде.