Автоматический сигнализатор предупреждает наезд
Ежедневно тысячи транспортных, специальных учебных автомобилей оборонного Общества выходят на улицы и дорога страны. В ряде случаев они эксплуатируются в темное время или при плохой видимости. Обучение практическому вождению в этих условиях определено программой.
Даже при самой тщательной подготовке машины к рейсу никто не застрахован от неисправностей и поломок в пути. И тогда автомобиль (а иногда и колонна), остановленный для ремонта с неработающими габаритными фонарями, может стать причиной наезда для другого автотранспортного средства.
Между тем можно использовать автоматический сигнализатор, выдающий серию предупредительных световых сигналов красного цвета в направлении приближающегося автомобиля.
Прибор работает в трех режимах:
«непрерывный», «ждущий» и «кругло-суточный» (схема 1). В первом и втором на фотореле подается постоянное напряжение источника питания.
В режиме «ждущий» фотореле срабатывает только при освещении фотодатчика ФД1 и лампы (Л1, Л2, ЛЗ) начинают подавать сигнал с частотой 70 вспышек в минуту. В режиме «непрерывный» параллельно фотодатчику подключается резистор, обеспечивающий открывание электронного, ключа в блоке фотореле, которое работает в непрерывном режиме мигания с такой же частотой, В режиме «круглосуточный» питание на фотореле поступает через реле анализатора общего светового фона от света фар автомобилей. При этом анализатор будет срабатывать после рассвета и разрывать цепь питания фотореле. В сумерки обеспечивается автоматический переход сигнализатора в «ждущий» режим.
Устройство собрано из доступных деталей и элементов (схема 2). Рассеиватель света в данном случае подобран от габаритного фонаря автомобиля ЛуАЗ—968. Прибор можно устанавливать в салоне автомобиля или крепить на кузове.
Спецификация. Т1, 2, 3—КТ315Г (Ж)*; ТЗ—КТ503В; Т4, 6—МП42В; Тб—МП37А: Т7-П214В; Л1, 2. 3 — МНЗ, 5Х0.1А*; В1, 2 — П2К; ФД1, 2 — СФЗ-1 (СФ4-1); сопротивления — МЛТ- 0,125. Элементы, помеченные на схеме звездочкой, подбираются при настройке.
Прибор можно использовать в более широком диапазоне: на дорожных механизмах, сельскохозяйственных машинах, при ограждении аварийных участков дорог и на индивидуальных автотранспортных средствах.
Разработчикам сигнализатора В. Молчанову, В. Урывину и С. Чуйкину выданы авторские свидетельства. Изделие удостоено серебряной медали ВДНХ СССР.