ПОД ИМПЕРСКИМИ ОРЛАМИ

Архитектура классицизма

В 1870-х годах на смену барокко пришел классицизм. Перемена архитектурной моды совершилась в столицах — и вся Россия покорно приняла ее. Такие времена настали: абсолютизм определял художественные вкусы.

Классицизм — стиль абсолютной монархии, опирающейся на армию и на бюрократию. Его кредо — устойчивость и ясность. Три его внешних признака: строгая симметрия целого и деталей; обязательное использование античного ордера в том виде, в каком его утвердили теоретики архитектуры эпохи Ренессанса; минимальный декор, в котором преобладают античные мотивы. Все это в сочетании с рационализмом и стремлением к практичной функциональности неминуемо сделало бы классицизм скучным, если бы не размах имперского строительства и, главное, если бы не талант и творческая изобретательность зодчих.

ПОД-ИМПЕРСКИМИ-ОРЛАМИ_001

На ранней стадии — в 1770-1790-х годах — трудами таких титанов архитектуры, как Иван Старов, Василий Баженов, Матвей Казаков, Жан. Батист Валлен-Деламот, Джакомо Кваренги, Юрий Фельтен, Чарльз Камерон, классицизм утвердился в качестве стиля прекрасной (и разнообразной) ясности. С конца 1790-х годов в нем все заметнее проступают имперские мотивы: военные символы, образы власти, великодержавный пафос. Наступает новая фаза в развитии классицизма — имперский стиль, ампир (от фр. empire — империя). Ампирные мотивы звучат в творениях Виченцо Бренны, Адриана Захарова, Андрея Воронихина, Карла Росси, Василия Стасова, Александра Брюллова, Огюста Монферрана.

В эпоху классицизма парадное строительство ведется повсеместно; архитектурные типы и формы тиражируются в великом множестве от столиц до окраин. Москва тянется за Петербургом, губернские города — за имперскими центрами, уездные городишки за губернскими... Среди большого количества хороших и прекрасных построек нелегко выбрать первостепенные шедевры.

ПОД-ИМПЕРСКИМИ-ОРЛАМИ_002

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор