Большой Екатерининский Дворец в Царском Селе
Развитие идеи и композиции панорамной постройки — в другом, еще более роскошном пригородном дворцовом ансамбле, Царскосельском.
В 1717 году на месте Саарской мызы был построен скромный дом для отдохновения второй жены Петра I, будущей императрицы Екатерины I. Отсюда название — Екатерининский дворец. Вступив на престол, Елизавета Петровна решила возвеличить изрядно потускневшую память своей матери, первой российской самодержицы-женщины, а заодно прославить свое царствование еще одной великолепной постройкой.
Над императорской резиденцией в Царском Селе трудились, кажется, все знаменитые столичные архитекторы Елизаветинской эпохи: Михаил Земцов, Андрей Квасов, Джузеппе Трезини, Савва Чевакинский и, наконец, обер-архитектор двора ее императорского величества Варфоломей Растрелли. Под его руководством строительство самого парадного и роскошного загородного дворца русских царей было завершено в 1756 году. Впрочем, и позднее видоизменялся его облик, переделывались интерьеры, пристраивались целые корпуса. Но главная мелодия царскосельской архитектурной симфонии была создана Растрелли.
У Большого Екатерининского дворца два фасада, и невозможно сказать, какой из них торжественнее, какой производит большее впечатление.
Единожды увидев, невозможно забыть этот ритм колонн, пластику скульптуры, взлет фронтонов, движение света и тени в излучинах лепнины.
Всеобщему обозрению открыт парковый фасад. Его протяженность — 325 метров. С двух сторон он ограничен перпендикулярно поставленными корпусами — Церковным и Зубовским. Линейный фасад не кажется однообразным благодаря чередованию повторяющихся элементов. Центральный корпус с тремя ризалитами, парадным балконом, фронтонами, от которого в обе стороны расходятся членения фасада, некогда бывшие галереями, обильно украшенные полуколоннами, скульптурой и лепниной. Затем — бывшие флигеля и снова галереи. Одинаково, но не однообразно. Фасад, вдоль которого интересно следовать взором, открывая для себя новые ракурсы знакомых деталей.
Другой фасад — со стороны парадного двора — торжественный, важный, отчасти скрыт одноэтажным полукольцом служебных построек. Он, как гордый царь, не спешит показывать свой лик народу. Он виден издали, за роскошной золоченой решеткой въездных ворот. Здесь заметнее выделен центр, и во всем чувствуется величие имперской власти.
Екатерининский дворец запоминается обилием разнообразного декора. Здесь вовсю проявилась фантазия Растрелли, соответствовавшая вкусам елизаветинского барокко. Фигурные фронтоны, лепное обрамление окон, полуколонны, атланты, кариатиды, львиные маски... Оформление интерьеров столь же роскошно. В нем доведен до совершенства принцип анфиладного расположения помещений. Парадная анфилада, украшенная золоченой резьбой, тянется во всю длину здания.
Во время Великой Отечественной войны — мы не должны забывать об этом — Екатерининский дворец, так же как и Большой Петергофский, как и другие пригородные ансамбли Петербурга, был практически полностью уничтожен немецкими оккупантами. То, что предстает нашему взору сегодня, — результат великого труда реставраторов. Труда, который был начат в 1945 году и не завершен по сей день.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)