Адмиралтейство в Петербурге
Градостроительство в России в течение всего послепетровского столетия оставалось делом государственным. По мере роста военной и административной мощи империи все больше строится казенных зданий, все внушительнее становятся их масштабы. Архитектура казенных домов обретает торжественный тон; строгий классицизм перерождается в ампир — стиль, прославляющий величие власти. Теперь даже дворцы вельмож стараются быть похожими на казенный дом, а не наоборот. Государственная постройка (министерство, департамент, академия, университет, арсенал, казармы) делается архитектурной доминантой, организует пространство вокруг себя.
Важнейшая градообразующая доминанта Петербурга — вторая по значению после Петропавловского собора— здание Адмиралтейства.
Адмиралтейство, заложенное как верфь и крепость 5 ноября 1704 года, — первая городская постройка на левом берегу Невы. Внутри фортификационных сооружений расположилось военно-морское командование. После учреждения Адмиралтейств-коллегии в 1718 году крепость начинает приобретать парадный вид. Над ее воротами взметнулся шпиль с корабликом-флюгером, установленный на башне, хотя и скромной по размерам, но обликом своим перекликающейся с колокольней Петропавловского собора.
В 1730-х годах строительство Адмиралтейства велось под руководством Ивана Коробова. Он возвел новую башню посередине южного фаса крепости. Сама императрица Анна повелела «шпиц построить против того, какой оной прежде был, и обить оной шпиц и купол медью и вызолотить добрым мастерством». Обновленный шпиль, установленный «шпичным мастером» ван Болосом, вознес кораблик на высоту 72 метров.
В 1737 году, после страшных пожаров, уничтоживших половину Петербурга, была учреждена Комиссия о санкт-петербургском строении во главе с Петром Еропкиным. По плану, разработанному комиссией, линии трех главных «першпективных» улиц — Невской, Средней и Вознесенской — сходились под равными углами точно на центральной оси Адмиралтейской башни. Так образовался петербургский трезубец, а Адмиралтейский шпиль стал градостроительной точкой отсчета для всей левобережной части города.
В начале XIX века встал вопрос о перестройке Адмиралтейства, дабы придать ему вид, соответствующий имперской столице. Эта задача в 1806 году была возложена на главного архитектора морского ведомства Адриана Захарова. Он руководил работами до смерти в 1811 году. Достраивалось Адмиралтейство по его проекту еще 12 лет.
Крепостные рвы и валы были уничтожены, на их месте разбит бульвар (впоследствии — Александровский сад). Новое здание Адмиралтейства, состоящее из двух п-образных в плане корпусов (один внутри другого) своим главным фасадом обращено к югу. Фасад этот длиной 406 метров, единообразен, но не монотонен — благодаря разделению его на несколько членений: ровные участки стен со скромным декором оконных наличников; выступающие ризалиты с колоннадами и фронтонами; угловые ризалиты, также оформленные колоннадами. На Неву выходят два симметричных корпуса с воротами и флагштоками.
Но главное — башня. Квадратная в плане, с триумфальной проездной аркой внизу, украшенная колоннадой, она одинаково торжественно смотрится со всех трех улиц — лучей петербургского трезубца. Над колоннадой аллегорические скульптуры ведут свой хоровод. Кораблик сверкает на шпиле.
...А внутри захаровских стен, как малая матрешка внутри большой, спрятана старая коробовская башня.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)