Якуты
Самоназвание: Саха
Места расселения: по всей Якутии
Языки: русский, юкагирский, якутский, эвенский
Поддерживающая организация: Союз якутов
Якуты - это самый северный в мире народ тюркской языковой группы. Согласно местным легендам, предки Саха сплавлялись по Лене на плотах вместе со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада, пригодную для разведения крупного рогатого скота. На этом месте они остановились и стали жить, теперь здесь находится город Якутск.
Слово «якут» произошло от эвенкийского «яко»: так эвенки называли соседствующий с ними народ. Когда на берега Лены пришли русские землепроходцы, они, по созвучию, стали называть саха «якольскими людьми», а позднее - якутами.
Русские, отправлявшиеся на эти земли, отмечали удивительную доброту Саха. Зачастую необразованные, они, тем не менее, отличались смекалкой и природной мудростью, которая состояла, в первую очередь, в милосердном отношении к любым проявлениям жизни.
В основе жизни якутов всегда лежала религиозная традиция. Саха считают себя детьми природы. Согласно их народным верованиям, каждый человек с самого зачатия был окружен духами и богами, от которых он находится в зависимости. Поэтому важно сохранять эту связь, соблюдая обряды, нося традиционную одежду и посещая «места силы».
Национальная якутская одежда традиционно изготавливалась из природных натуральных материалов - сукна, ровдуги, кожи, замши и меха домашних животных, Для дополнительного утепления зимней одежды использовались шкуры пушных зверей. По краю борта, по низу костюма и на рукава нашивались меховые полосы. Именно такой покрой обеспечивал наиболее комфортные условия при низких температурах. В одежде также использовались и привозные материалы. Так, для отделки использовали дорогие шелковые и шерстяные ткани. Широко применялась и китайская хлопчатобумажная ткань «дабы». Она шла на нательную одежду, но ее могли позволить себе только очень богатые люди. Основная же часть населения носила одежду из тонких замшевых кож.
Мужская шапка традиционно снабжена рожками из беличьих или лисьих ушек. Подобные ушки символизируют силу и отвагу и выполняют роль оберега, отпугивающего злых духов.
Женский национальный костюм состоит из «пальто», сделанного из плотной ткани и обшитого мехом, и платья. Голову венчает шапка, покрытая узорами и мехом.
Мужской кафтан обязательно богато декорируется по борту бисерной вышивкой, металлическими или серенными элементами или узкой полоской дорогого меха. Таким образом можно понять социальный статус хозяина.
Шкуры пушных зверей используется для дополнительного утепления, в основном в качестве отделки. Меховые полосы часто нашиваются в два ряда по краю борта, низу изделия или рукава.
Дэйбиир
«Махалка» из конского хвоста с серебряной рукоятью, которую и женщины, и мужчины носят в руках, имеет ритуальное значение. Дэйбиир используют в обрядах для того, чтобы отгонять злых духов.
Узоры на женской национальной якутской одежде могут поведать многое о ее хозяйке: сколько ей лет, замужем ли она, сколько у нее детей.
Женщины традиционно носят серебряные украшения: серьги - минимальный необходимый атрибут, а на праздники часто надевают еще нагрудные и даже «наспинные» украшения, выполненные в виде национальных узоров, вес которых может достигать нескольких килограммов.
Любой якутский узор окаймлен специальной линией-оберегом от злых сил, чар завистниц, сглаза недоброжелателей. Каждая якутская семья имела свой узор-оберег.