Лошадь ярая
Обряд салама заключается в развешивании лоскутков, ленточек, пучков конской гривы и монеток на нить, натянутую между столбов или деревьев. Это универсальный обряд, проводимый почти во всех случаях, когда необходимо установить контакт с миром духов.
Например, саламу развешивали, обращаясь к духу местности, в которой жили. Таким образом его благодарили за то, что он помог благополучно прожить год, и просили, чтобы он помогал в наступающем году. При этом духи местности могли быть разными: женщина, живущая в водоеме и похожая на русалку, пернатый дух, подобный птице и обитающий на старом дереве неподалеку, и другие существа.
Местом обитания духов часто считалось самое крупное дерево в окрестностях, растущее на выступе самого видного мыса. Его называли «деревоорук» или «арык». Важно, чтобы все ветви этого дерева были собраны на одной вершине - только тогда добрый дух мог облюбовать его.
Чтобы благополучно перейти через горный перевал, духу - хозяину этого перевала дарили пучки волос от лошадиной гривы и лоскутки, оторванные от платья.
Конскую гриву обычно подвешивали на саламу, когда загадывали желание на будущий год. По преданию, после такого обряда человек будет крепко стоять на ногах и во всем ему будет сопутствовать удача.
Важной частью материальной и духовной культуры жителей Якутии являются коновязные столбы сэргэ. В наши дни особое распространение получили коновязные столбы, связанные с праздником Ысыах, а также коновязи, посвященные памятным и юбилейным датам в жизни России и Якутии.
Сэргэ - символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней, принадлежащих небожителям, на среднюю привязывали своих коней люди, а нижнюю оставляли для лошадей подземного мира. Сэргэ устанавливались во время посвящения шамана. В местах захоронения шаманов часто устанавливались сэргэ в виде каменных обелисков - оленные камни. Самый известный из таких камней - Алтан-Сэргэ - расположен в Гусино-озерском дацане, буддийском монастыре на территории Бурятии. Для плетения используют волос якутской лошади - особой аборигенной породы, очень крупной и хорошо переносящей морозы.