Чемальский тракт. Тельдекпенские пороги
У поселка Усть-Сема от Чуйского тракта ответвляется дорога, идущая вверх по Катуни, — Чемальский тракт. Пожалуй, нигде Катунь не раскрывает так щедро мир своей красоты, как здесь.
Чемальский тракт вьется над берегом. Места, созданные для пейзажиста. Ниже трассы лежат изумрудно-зеленые ковры пойменных лужаек, обрамленные кряжистыми березами и стройными лиственницами. За березами в почетном окружении темно-зеленых гор течет спокойная, Сверкающая на солнце вода Катуни. Обычно синяя, прозрачная, она становится зеленовато-желтой и мутной после дождей. Эти берега — излюбленные места отдыха тысяч туристов. В выходные дни да в хорошую погоду бывает трудно найти место для стоянки. Всюду палатки, всюду автомобили с алтайскими, новосибирскими, кемеровскими, томскими, а бывает — и московскими номерами.
Чем выше по реке, тем меньше зеленых лужаек, тем суровее горы вокруг. Асфальтовую трассу сменяет грейдерная дорога, все более узкая. Скалы нависают над ней так близко и она так тесно прижимается к ним над обрывистым берегом, что становится страшновато.
Пространство долины все теснее. В 40 километрах выше поселка Чемал река пробивает узенький путь сквозь отроги Куминского хребта. В черно-красном каменном массиве — узкая и глубокая щель. Русло Катуни ежимается в 10 раз. Тысячетонные воды гремят. Близ деревни Эдиган над прекрасной и страшной стремниной переброшен подвесной мост; едешь по нему, а он раскачивается. Невозможно не залюбоваться жутковатой, буйной гармонией воды и камня. Это — Тельдекпенские пороги, самое узкое место Катуни. Огромная масса воды прорывается скалистым проходом с такой же несокрушимой яростью, с которой древнетюркские воины врывались, наверное, в ворота долго и безуспешно осаждаемого города.
Ширина длинного коридора между черными скалами — 20-40 метров. (Выше и ниже порогов ширина русла Катуни достигает 400-500 метров.) Максимальная глубина — до 70 метров. Высота скальных стен — около 10 метров. Огромная масса воды создает сильные водовороты и очень быстрое течение. После дождей и таяния снегов преодоление порогов весьма опасно. Возможно, поэтому они пользуются большой популярностью у спортсменов-сплавщиков.
Стоя на подрагивающем мосту над ревущей стремниной, невольно думаешь о грозных духах вод и гор, требующих жертвоприношений. В голове складывается образ какой-нибудь красавицы из легенды, сбрасываемой с моста в жертву силам природы. Впрочем, ничто подобное здесь не происходило: мост построен лет пятнадцать назад на месте деревянного, снесенного паводком.
От Эдиганского моста по противоположному берегу Катуни грунтовка стелется, кружась, в направлении села Ороктой. Отсюда начинается подъем на перевал, преодолев который можно спуститься в долину реки Урсул к Чуйскому тракту. Этот путь проходим только для внедорожника, да и то не всегда: после дождей грунт раскисает. Кругом тайга. Дорога петляет между прекрасными кедрами. Летом можно собирать молодые кедровые шишки: приятно грызть их мягкую смолистую сердцевину.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)