Чуйский тракт

Издревле дорогами, пронизывающими горный массив Алтая, были реки. Прежде всего — великая Катунь и главный из ее верхних притоков — Чуя. Вниз можно сплавляться, вверх — подниматься по долинам, преодолевая скалистые хребты и теснины. Путь трудный, опасный, но осуществимый. Он и сейчас манит любителей сильных ощущений: байдарочников, плотовиков, конных туристов. С XVIII века действовала вьючная тропа вдоль рек Катунь и Чуя. Путь этот вел из Сибири в Монголию. В 1901 году началось строительство дороги. Построена она была только в сталинские времена трудами комсомольцев-энтузиастов, местных жителей и подневольных зэков. Назвали ее Чуйским трактом.

Чуйский тракт_001

Сегодня Чуйский тракт — участок автодороги М52 (Новосибирск — Ташанта) от города Бийска до границы с Монголией. Главная жизненная артерия Горного Алтая. Протяженность — 602 километра. Проходит вдоль рек Катунь, Урсул и Чуя, через перевалы Семинский и Чике-Таман. Самая высокая точка — 2481 метр, у границы с Монголией. В Бийске есть музей Чуйского тракта — единственный в России музей, посвященный автодороге.

Этот путь, безусловно, один из красивейших в России.

От Бийска дорога идет по Предалтайской равнине. В 30 километрах от Бийска — большое село Сростки, родина Василия Шукшина. На сельских улицах, как в кадрах фильма «Печки-лавочки» или «Калина красная», Василий Макарович живет и властвует. О нем, о сюжетах и образах его творений напоминает все: кривые колеи и дощатые заборы, четырехскатные крыши сибирских изб, крашеные ставни на окнах, музей его имени и, конечно, памятник на возвышающемся над Сростками холме Пикет: босой бронзовый Шукшин сидит на массивном камне, по-мужицки обхватив колени, упрямо глядя в катунскую даль...

Чуйский тракт_002

Дорога плавно поднимается по предгорью. Справа то приближается, то удаляется Катунь. По мере продвижения вверх все меньше становится примет городской цивилизации, меняется население. Внешнее отличие алтайских сел от русских в том, что рядом с домами на участках стоят юрты. Правда, юрты у большинства алтайских племен деревянные, шести-восьмиугольные, крытые корой, рубероидом, а то и металлочерепицей. Живут в них только летом.

Чуйский тракт_003

У села Усть-Сема Чуйский тракт уходит от Катуни в сторону, чтобы снова с ней встретиться через сотню километров. За селом Шебалино начинается подъем на Семинский перевал, подъем долгий, прямой и однообразный. И такой же прямой и долгий — 11 километров — спуск. Высота перевала — около 1900 метров, это почти у верхней границы тайги. На этой высоте растут сибирские кедры, сменяя лиственнично-пихтово-березовые леса. Поэтому воздух здесь по-особому чист и целебен. На плавной, ровно-покатой вершине перевала — обелиск в память 200-летия вхождения Горного Алтая в состав Российской империи. Впереди и внизу — просторная долина реки Урсул.

Тут, на широких просторах, образованных Урсулом, мир совсем иной, чем возле Бийска. Кругом — горные хребты. Села окружены высокотравными степями, где пасутся неисчислимые стада коров, отары овец, табуны прекрасных лошадей. И великое множество курганов — археологических памятников древне-кочевнических культур. Духи курганов имеют власть над душами современных жителей этих мест.

Чуйский тракт_004

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор