Вокруг площади Испании
Metro Flaminio, Spagna, Barberini
Окрестности площади Испании служат Риму одновременно витриной и ширмой: сверкающие бутики улиц Кондотти и Бабуино, фланирующие по Корсо толпы и вьющиеся вокруг фонтанов тинейджеры заслоняют собой античные мраморы, ренессансную живопись и романские колокольни.
Как раз сюда много веков подряд, от развала империи до появления железной дороги, первым делом попадали иностранцы: они въезжали (или врывались) в город через парадные Фламиниевы ворота (Porta Flaminia) и оказывались на грандиозной овальной площади Пололо (piazza del Popolo), которую поочередно проектировали Рафаэль, Бернини и главный римский классицист Валадье. Именно Валадье придумал воткнуть в центре площади обелиск с фонтаном, а сбоку соорудить подъем на холм Пинчо с одноименным парком, перетекающим в парк виллы Боргезе.
До XII века, однако, здесь был пустырь: считалось, что у северных ворот похоронен Нерон и на могиле изверга живут черти. Чтобы от них избавиться, папа Пасхалий II организовал в 1099 году крестный ход, а на месте бывшего бесовского логова поставил часовню, со временем, выросшую в церковь Санта-Мария-дель-Пополо (Santa Maria del Popolo). В ее капелле Черази (Cappella Cerasi) хранятся два грандиозных полотна Караваджо — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра», а капеллу банкиров Киджи (Cappella Chigi) создал Рафаэль.
Ему же принадлежит планировка площади: это овал, от которого веером расходятся три улицы, известные как Трезубец (Tridente). Воткнуть между «зубцами» две одинаковые церкви, Санта-Мария-ди-Монтесанто (Santa Maria di Montesanto) и Санта-Мария-деи-Мираколи (Santa Maria dei Miracoli), придумали позже. Идеально симметричными их делать, правда, не стали: церковь Монте-санто увенчана двенадцатигранным куполом, а Мираколи — восьмигранным.
Правый «зубец» — улица Рипетта (via di Ripetta) — приводит к Алтарю мира (Ага Pads). Наглый белый параллелепипед (единственная постройка XXI века в центре города) скрывает в себе одно из тончайших произведений древнеримской скульптуры: мраморный алтарь, по бокам которого шествуют жрецы и члены императорской фамилии в парадных одеяниях. Виновник торжества — Август, одолевший Галлию с Испанией и впервые за долгие годы установивший в империи мир,— шагает с того бока, что виден с набережной. По контрасту с новой оболочкой алтаря соседний мавзолей Августа (Mausoleo di Augusto), круглое кирпичное сооружение, поросшее травой, выглядит особенно дряхло. Римские власти обещают привести его в божеский вид к двухтысячелетней годовщине смерти императора (2014).
Центральная улица Трезубца, Корсо (via del Corso), ныне служит Риму главным променадом, а прежде была ареной для карнавальных игрищ и скачек неоседланных берберских лошадей (отсюда и название — «Беговая»), Помимо витрин сетевых магазинов тут можно полюбоваться на колонну Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio) — это подражание Траянову эпосу о войне с даками, но речь идет о покорении сарматов. Рядом — палаццо Киджи (Palazzo Chigi), в котором живут и трудятся итальянские премьер-министры. Исполнительная власть соседствует с законодательной: площадь Колонны перетекает в площадь Монтечиторио (piazza Montecitorio), где за розовым выгнутым фасадом, спроектированным Бернини, работает нижняя палата парламента. У входа демонстранты с листовками смешиваются со сладкоежками, вынесшими мороженое из Giolitti.
Левая часть Трезубца — улица Бабуино (via del Babuino), состоящая из бесчисленных бутиков. Раньше их место занимали художественные мастерские. Выжила только одна, под номером 150: некогда она принадлежала Канове, а теперь внутри кафе, но обстановка сохранена. По Бабуино можно выйти на площадь Испании {piazza di Spagna) с ее раскидистой барочной лестницей (Scalinata di Spagna), над которой нависает двурогая церковь Тринита-деи-Монти (Trinitd dei Monti). Внизу плещется фонтан «Лодочка» (Fontana della Barcaccia) Бернини-старшего, покрытый, как и лестница, слоем подростков и туристов, а от него в сторону Корсо тянется главная модная улица — Кондотти (via dei Condotti).
Если отвлечься от покупок, подняться по Испанской лестнице наверх и взять левее, попадешь на виллу Боргезе (Villa Borghese). Это огромный парк, где регулярные аллеи с фонтанами перетекают в полудикие тропинки. Приятнее всего там, в начале весны, когда зацветают миндальные и персиковые деревья. Бродя по дорожкам (или катаясь на взятом напрокат велосипеде), можно вырулить к галерее Боргезе (Galleria Borghese) с внушительным собранием скульптур (главным образом Бернини) и картин (лучше всех — Тициан и Караваджо). Без предварительного бронирования в галерею не попасть. Ценителям древностей стоит зайти в Музей этрусков на вилле Джулия (Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia), а детям пригодится игротека (Ludoteca) в садовом домике, который назван в честь Рафаэля (Casina di Raffaello).
Сквозь ворота в Аврелиановой стене III века из парка можно выйти на улицу Венето (via Veneto), где во времена Феллини кипела дольче вита. Теперь тут сплошные пятизвездочные отели да застекленные веранды ресторанов, зато отсюда недалеко до еще одной кино достопримечательности — барочного фонтана Треви (Fontana di Trevi), занимающего целую площадь. Во дворце, к стене которого пристроен фонтан, некогда квартировала княгиня Зинаида Волконская, поэтесса и меценатка, приятельница Гоголя, Жуковского и Карла Брюллова. Кроме того, от площади Барберини, куда впадает улица Венето, два шага до палаццо Барберини (Palazzo Barberini): в этом прекрасном музее есть «Форнарина» Рафаэля, «Юдифь с головой Олоферна» Караваджо и «Генрих VIII» Гольбейна, но нет ни толп, ни очередей.