Соборная площадь
Самое древнее здание Соборной площади (piazza del Duomo) — не собор, а Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni), то есть Иоанна Крестителя, который считается покровителем Флоренции. Восьмигранное здание крещальни здесь появилось в IV-V веках; есть версия, что под него приспособили античный храм Марса. Со временем Баптистерий расширили и покрыли снаружи белым и зеленым мрамором. Дело было в начале XII века, и впоследствии, что бы во Флоренции ни облицовывали, именно этот храм служил образцом. Изнутри купол украсили прекрасными мозаиками с житием Иосифа, житием Иоанна Крестителя, сценами из Нового Завета и убедительным изображением Страшного суда (самые старые фрагменты — XIII века). Кроме того, Баптистерий знаменит бронзовыми дверями работы Лоренцо Гиберти, победившего с этим проектом на открытом конкурсе в 1401 году. На северной двери скульптор изобразил, во-первых, истории из Нового Завета — от Благовещения до Вознесения, а во-вторых, самого себя в причудливом головном уборе (в левой части рамы, пятая голова сверху). Большая часть барельефов восточной двери, которую Микеланджело окрестил «Райскими вратами», посвящена ветхозаветным сюжетам, но автопортрет Гиберти есть и тут (левая створка, правая часть, четвертый сверху).
Для более регулярных и масштабных собраний существовал Дуомо (Duomo), он же собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore), который проектировался с таким расчетом, чтобы внутри могло поместиться все население города (на тот момент — 90 тысяч человек). Это и вправду впечатляющее сооружение: стоит обойти собор кругом, чтобы оценить, насколько он огромен.
Строилась эта махина целых шесть веков при участии как минимум шести архитекторов. В 1296 году Арнольфо ди Камбио приступил к возведению стен. После его смерти пост главного архитектора перешел к Джотто, и тот в 1334-м затеял собственный долгострой: отдельно стоящую колокольню — кампанилу, мраморные барельефы которой должны были излагать всю историю человечества от Сотворения мира. Затеял — и умер, управившись только с первым ярусом. Еще четверть века другие архитекторы доводили кампанилу до ума и заказывали скульптуры для 16 ниш второго яруса (сейчас там копии, а оригиналы укрыты от дождя и голубей в музее Опера-дель-Дуомо). Получилась ювелирного изящества конструкция.
К 1380 году здание собора все же удалось подвести под купол, но выяснилось, что отверстие слишком велико и его никак не перекрыть. Почти сорок лет пришлось ждать решения проблемы. Потом явился Филиппо Брунеллески с полубезумным проектом: он предложил отказаться от деревянных каркасов и сделать купол двухслойным, а кирпичи класть так, чтобы каждый следующий ряд обеспечивал равновесие предыдущего. После длительных дискуссий ему дали добро, хотя многие флорентийцы не верили в успех — и немало удивились, когда через 15 лет гигантский купол, заметный почти из любой точки города, был все-таки достроен. В 1436 году собор освятили, но фасад оставался недоделанным до XIX века. Когда Флоренция неожиданно оказалась в роли столицы Италии (1865-1871), городские власти постановили положить позору конец, и в 1887 году Дуомо обрел нынешний фасад, который не удовлетворил решительно никого.
В интерьере Дуомо стоит обратить внимание, во-первых, на часы, нарисованные Паоло Уччелло в 1443 году на внутренней стороне фасада: механизм тех лет все еще работает. Во-вторых, на левой стене сохранились фрески того же Уччелло и Андреа дель Кастаньо, изображающие знаменитых кондотьеров — наемников, воевавших за Флоренцию. Кроме военных в соборе представлены Данте с «Божественной комедией» в руках (фреска середины XV века), Джотто, выкладывающий мозаику (бюст работы Бенедетто да Майано, 1490), и архитектор Брунеллески (бюст Буджано, 1447).
Чтобы разглядеть фрески наверху, придется залезть на купол. Правда, «Страшный суд» Вазари и Дзуккари (1572-1579) флорентийцам не полюбился с самого начала, но забавных деталей там много, особенно в нижнем ряду, где грешники мучаются в аду. К тому же интересно посмотреть, как устроен прославленный купол изнутри. Карабкаться по высоченным ступенькам (числом 463) в узком проеме между наружной и внутренней стеной придется долго, но эти усилия будут в итоге вознаграждены оглушительным видом.
Музей Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera del Duomo) на Соборной площади легко опознать по мраморному бюсту Козимо I над дверью. Здесь выставлены все статуи, которые должны были стоять на фасаде, но остались неиспользованными, все нереализованные проекты и деревянная модель купола Брунеллески. Скульптурных шедевров в коллекции хватает: Микеланджело, Донателло, Арнольфо ди Камбио и другие.