Санта-Кроче и Сант-Амброджо
Довольно долго район Санта-Кроче (Santa Croce) считался рабочей окраиной. В античные времена здесь, на самом краю города, был амфитеатр, где публику развлекали гладиаторы и христиане, пожираемые дикими зверями. И Средние века район оккупировали кожевники. Производственная вонь, испускаемая их слободой, отпугивала чистую публику, так что селилась здесь все больше беднота. А поскольку основную клиентуру францисканцев поначалу составляла именно она, то неудивительно, что как раз тут орден выстроил свою главную церковь — Санта-Кроче. В XIV-XV веках в район постепенно стали проникать благородные граждане, но мастерские никуда не делись: лавки с куртками, дубленками и сумками и сейчас на каждом шагу.
Базилика Санта-Кроче (Santa Croce) свой грандиозный вид приобрела далеко не сразу. Сначала тут была часовенка, первый камень которой, по легенде, заложил сам святой Франциск. Легенда, как обычно, врет: основатель ордена умер в 1226 году, а к возведению часовни, по документам, приступили только в 1228-м. Дела ордена шли так хорошо, что уже в 1252 году часовня стала монахам тесна, и они заказали архитектору Арнольфо ди Камбио проект новой церкви, которая должна была стать самым большим в Европе францисканским храмом. Строительство финансировали за счет конфискованной собственности гибеллинов (которых тогда в очередной раз победили и изгнали), а вдобавок несколько знатнейших флорентийских семейств решили устроить себе капеллы в новом храме — и, конечно, не пожадничали. В капелле Барди (Cappella Bardi) и капелле Перуцци (Cappella Peruzzi) справа от главного алтаря удалось открыть фрески Джотто, в сакристии и правой оконечности трансепта — его лучшего ученика Таддео Гадди. Непременно нужно взглянуть и на отдельно стоящую капеллу Пацци (Cappella Pazzi). Ее проект банкир Андреа Пацци заказал самому Брунеллески — и получилась вариация на тему Старой сакристии в Сан-Лоренцо: та же игра с пропорциями, те же ангелочки и опять ночное небо на потолке (только вместо звездной карты знаки зодиака). Рядом — вход в музей, где можно взглянуть разрозненные фрагменты «Ада» и «Триумфа смерти» Орканьи, сильно поврежденное наводнением 1966 года «Распятие» Чимабуэ и бронзового Людовика Тулузского — первую истинно ренессансную работу Донателло.
В какой-то момент Санта-Кроче решили превратить в нечто вроде городского Пантеона: в базилике хоронили, а иногда даже специально перезахоранивали всех знаменитостей, каких только удавалось достать. Тут лежат Микеланджело, Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини; прах Микеланджело пришлось везти из Рима, а надгробие Данте и вовсе поставили условно: поэт скончался и погребен в Равенне.
Фасад церкви — такая же декорация: смотрится он эффектно, но на деле это стилизация середины XIX века. Зато сама площадь Санта-Кроче (piazza di Santa Croce) — совершенно подлинная, XIV столетия: тогда было заложено большинство домов по периметру. Именно здесь изобрели флорентийский футбол (calcio storico), в который играют до сих пор: в июне площадь перегораживают трибунами, засыпают песком, и по воскресеньям парни в живописных костюмах под страшные вопли и пушечную пальбу гоняют по ней мяч.
За мостом Грацие (Ponte alle Grazie) на полпути к Понте-Веккьо у реки стоит палаццо Кастеллани (Palazzo Calrllani) конца XI века, один из самых древних флорентийских дворцов. В нем открыт посвященный истории науки Музей Галилея (Museo Galileo); среди экспонатов — испиртованный палец титульного ученого.
Могущественное семейство Альбици некогда контронировало территорию вокруг борго Альбици (borgo degli Albizi) в глубине района Санта-Кроче. На этой улице до их пор стоят их башня XIII века и два дворца XVI века: один под №12, другой под №18. Последний известен как «Дворец с рожами» (Palazzo dei Visaed): когда он попал и руки маркизов Альтовити, те налепили на фасад бюсты знаменитых флорентийцев — Америго Веспуччи, Данте и других.
Продолжающая борго Альбици улица Пьетрапьяна (via I'ietrapiana) выводит к базилике Сант-Амброджо (San'Ambrogio). Она была построена еще в XIII веке, но с тех времен уцелела только стена со стороны борго Ла-Кроче (borgo La Croce). В базилике хранится ампула с жидкостью, которая считается обращенным в кровь вином. Но главное в этом районе все-таки рынок Сант-Амброджо (Mercato di Sant’Ambrogio): тут все очень по-свойски, и цены ниже, чем на Центральном. Рядом — блошиный рынок на площади Чомпи (piazza dei Ciompi).