Сан-Лоренцо
Сейчас главное место в районе Сан-Лоренцо (San Lorenzo) - Центральный рынок (Mercato Centrale). Еду продают и двухэтажном павильоне (где можно и пообедать в колоритной столовой Da Nebrone), разные тряпки, сувениры, кожаные перчатки и сумки — на окружающих улицах. Торговля шумит и прямо под суровыми стенами базилики Сан-Лоренцо (San Lorenzo). Изначально это была непритязательная церквушка вне городских стен. Святой Амвросий освятил ее, будучи во Флоренции проездом в 393 году, и некоторое время там даже служил епископ. 11отом Сан-Лоренцо почти забросили — до тех пор, пока среди прихожан не появились Медичи. Стоило их банку превратиться в успешное предприятие, как на Сан-Лоренцо дождем посыпались благодеяния. В 1419 году для постройки нового здания был нанят Филиппо Брунеллески. Правда, он постоянно отвлекался на купол Дуомо и закончить успел только Старую сакристию (Sagrestia Vecchia) — одно из тех мест, где становится ясно, что имели в виду ренессансные теоретики, превозносившие пропорцию. Позже Донателло добавил лепных и бронзовых херувимов, святых и евангелистов, а также вставил в проем фигурные двери. На потолке появилось звездное небо: зафиксировано положение звезд в ночь с 3 на 4 июля 1442 года.
В остальном интерьер Сан-Лоренцо сдержанный: золотые вкрапления на потолке да несколько ярких пятен в виде рассеянных по капеллам картин — вот и весь декор. Зато в украшении церкви поучаствовали почти все известные художники, которые только нашлись во Флоренции. Филиппо Липпи написал «Благовещение». Донателло сделал две бронзовые кафедры. Микеланджело пытался спроектировать фасад, но построил только балкончик для демонстрации реликвий. Зато его же рук дело — Новая сакристия, заказанная папой Львом X семейная усыпальница Медичи. Чтобы в нее попасть, нужно обогнуть церковь, зайти в капеллы Медичи (Cappelle Medicee), миновать крипту, где лежат почти все тосканские правители, и огромную, угнетающе пышную капеллу Принчипи (Cappella dei Principi) с пустыми саркофагами. Новая сакристия (Sagrestia Nuova) оформлена проще: светло-серый и темно-серый камень, беломраморные надгробия и здоровенный купол. Надгробия принадлежат сыну и внуку Лоренцо Великолепного: у ног одного из них отдыхают Утро и Вечер, рядом с другим устроились День и Ночь (все фигуры изваял Микеланджело). Сам Лоренцо и его брат Джулиано, убитый во время заговора Пацци, покоятся тут же; над их могилами Вазари разместил Микеланджелову «Мадонну с младенцем».
Кроме того, Микеланджело построил при Сан-Лоренцо библиотеку, которая так и называется — библиотека Лауренциана (Biblioteca Laurenziana). Туда попадают через идиллический дворик с аркадами, апельсиновым деревом и видом на Джоттову кампанилу. Непосвященных, впрочем, пускают лишь в вестибюль — взглянуть на впечатляющую лестницу.
Массивное палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) в квартале отсюда выросло в середине XV века, когда Козимо Старший решил обосноваться близ церквей Сан-Лоренцо и Сан-Марко (оба святых, Марк и Лаврентий, считались покровителями рода Медичи). Идея заключалась в том, чтобы построить здание, которое соответствовало бы статусу влиятельного банкира и политика, но не раздражало бы сограждан излишней роскошью. Получившийся дворец объявили образцовым; все последующие ренессансные палаццо проектировались по его модели, хотя имя архитектора, Микелоццо, в наши дни мало кто помнит. Сначала здание было не вытянутым, как сейчас, а квадратным: дополнительные 7 окон появились в 1659 году, когда дворец перешел к семейству Риккарди.
Внутрь непременно нужно зайти ради двориков и сказочной Капеллы волхвов (Cappella dei Magi), напоминающей изящную шкатулку. Все стены покрыты радужными росписями Беноццо Гоццоли, которые изображают, по официальной версии, поклонение волхвов. На самом деле в виду имелись не столько волхвы, сколько церковные иерархи, прибывшие во Флоренцию на экуменический собор 1439 года (тогда католики и православные попытались объединиться). На левой от входа стене нарисован едущий на муле Иосиф, патриарх константинопольский, а напротив алтаря — византийский император Иоанн VIII Палеолог. В процессию затесались, конечно, разные Медичи: Лоренцо Великолепный, его брат Джулиано и отец Пьеро Подагрик. Себя художник тоже не забыл — поместил в кортеж Лоренцо и даже на шапочке написал: «Opus Benotii».
Широкая торговая улица Кавур (via Cavour) приводит от палаццо Медичи-Риккарди к монастырю Сан-Марко (Convento di San Marco), некогда самому престижному в городе. Основали Сан-Марко около 1100 года, а расцвет доминиканской обители начался в XV веке, когда Медичи принялись осыпать ее золотом. В результате под носом у них обосновался тот самый Джироламо Савонарола (1452-1498), проповеди которого привели к изгнанию Медичи, сожжению «легкомысленных» книг и картин и другим мрачным событиям — вплоть до повешения и сожжения самого проповедника.
На его аскетически-безрадостную келью можно взглянуть на втором этаже монастыря-музея, но куда приятней осмотреть остальные кельи: помимо Савонаролы тут проживал Беато Анджелико, так что каждая комната украшена фреской (не пропустите сияющее «Благовещение» над входом в странноприимный покой). В нижних залах собраны его же картины. В трапезной есть замечательная «Тайная вечеря» Гирландайо.
Улочка Баттисти (via Battisti) соединяет Сан-Марко i площадью Сантиссима-Аннунциата (piazza della Sanlissima Annunziata) — самой изящной и тщательно спланированной во Флоренции. Придумал ее Филиппо Брунеллески, когда гильдия торговцев шелком заказала ему здание Воспитательного дома (Spedale degli Innocenti): брошенных младенцев была тьма-тьмущая. Брунеллески (как видно хотя бы по куполу Дуомо) мыслил масштабно и потому решил не ограничиваться приютом, а соорудить целую площадь «нового образца», где все было бы строго симметрично. Площадь планировалась квадратной и окаймленной со всех сторон аккуратными портиками (позже в городе построили бессчетное количество подобных двориков и лоджий). Брунеллески занимался приютом почти два десятилетия, с 1419 по 1436 год, но успел закончить только один портик — тот, где в голубых углублениях над колоннами изображены спеленутые младенцы. Остальные портики доделывались уже после смерти архитектора. Сейчас в здании Воспитательного дома есть небольшой музей, где можно увидеть «Мадонну с младенцем» Боттичелли и «Поклонение волхвов» Гирландайо.
В церковь Сантиссима-Аннунциата (Santissima Annunziata), заложенную в XIII веке, ведут три двери: за левой находится Дворик мертвых (Chiostro dei Morti) с фреской Андреа дель Сарто «Мадонна с мешком»; за средней — Дворик обетов (Chiostro dei Voti) с росписями Россо Фьо- рентино, Понтормо и того же дель Сарто; за правой — ничего особенного, просто капелла Пуччи. На полу при главном входе выложена из черного мрамора головка эфиопки — герб семейства Пуччи. Студенты убеждены, что на нее нельзя наступать накануне экзамена.
Совсем рядом с площадью расположена Галерея Академии (Galleria dell’Accademia), где показывают оригинал «Давида» Микеланджело и его же «Святого Матфея» и «Рабов» и куда всегда стоит длиннейшая очередь.