От Дуомо до Понте-Веккьо
По улице Кальцайоли (via dei Calzaiuoli), ведущей от Соборной площади к площади Синьории, неутомимо фланирует публика, изучая витрины магазинов и наряды окружающих. Улицу эту постоянно перестраивали и расширяли, так что на ней не осталось нетронутых зданий. Единственное исключение — церковь Орсанмикеле (www.polomuseale.firenze.it) XIV века, кубической формы строение на правой (если идти от собора) стороне. Сначала оно предназначалось для торговли зерном, потом в нем устроили церковь, причем — образцово-показательную: 14 главных гильдий взяли над ней шефство и превратили фасад в нечто вроде выставки достижений цехового хозяйства. Каждый старался сделать статую своего святого покровителя покрупнее да понаряднее и заказать ее скульптору поизвестнее (почти все фигуры — кроме тех, что на южном фасаде, — принадлежат Донателло или Гиберти).
До прихода Медичи к власти первейшим городским меценатом была гильдия суконщиков. Помимо соседнего с Орсанмикеле Дворца суконщиков (Palazzo dell’Arte della Lana, 1308) ей принадлежали две сотни мастерских и лавок — в основном на улице Калимала (via Calimala).
Улица Калимала выводит к Новому рынку (Mercato Nuovo). Сейчас в лоджии середины XVI века продают сувениры и кожаные сумки, а раньше торговали шелком. Рынок также известен под фамильярным названием «Поросячий» (Mercato del Porcellino) — по фонтану в одной из арок. Солидных размеров кабан — бронзовая копия с античного мраморного оригинала, который хранится в галерее Уффици. Считается, что прикосновение к его отполированному рылу гарантирует процветание, а монетка, вложенная в пасть и упавшая меж прутьев решетки,— возвращение во Флоренцию.
Кроме лавок в этой части города имелось множество домов-башен. Аристократы строили их на случай военных действий: чтобы было, где укрыться и откуда стрелять по соседям. Район улицы Кальцайоли находился во владении гвельфского семейства Адимари: башня Адимари (Torre degli Adimari) виднеется на пересечении Кальцайоли и улицы Тозинги (via de’ Tosinghi). У моста же был рассадник гибеллинов, башня Амидеи (Torre degli Amidei). Печально известная вражда двух партий началась где-то здесь — с убийства из-за опозоренной девушки.
К востоку от Кальцайоли на маленькой площади Санта-Элизабетта (piazza Santa Elisabetta) стоит найти башню Пальяцца (Torre della Pagliazza) VI века, самую древнюю во Флоренции. Можно даже зайти внутрь: теперь в башне гостиница Brunelleschi. Вокруг — сплошные дантовские места: к примеру, родился поэт на улице Санта- Маргерита (via Santa Margherita), но не там, где висит табличка «Дом Данте» (Casa di Dante), а подальше, где нынче траттория.
В двух шагах оттуда, на улице Проконсоло (via del Proconsolo), находится палаццо Барджелло (Palazzo delBargello). Барджелло был кем-то вроде средневекового начальника полиции, а резиденция его служила по совместительству тюрьмой. В уставленном скульптурами дворике (с которого скопирован Итальянский дворик Пушкинского музея в Москве) происходили казни. Тела казненных вывешивались из наружных окон на всеобщее обозрение. В конце XVIII века тюрьму закрыли, а во дворце устроили первый в Тоскане Национальный музей (Museo Nazionale del Bargello): в его залах — вся история итальянской скульптуры в лучшем виде, от резных средневековых дароносиц до пышных мраморов Амманати и Джамболоньи. Отдельный зал посвящен Донателло; на первом этаже есть угол Микеланджело.
Напротив дворца Барджелло стоит церковь Бадиа-Фьорентина (Badia Fiorentina), заложенная в совершенно легендарные времена — при маркграфах, в 978 году (перестроена в XIV веке). Внутри сохранилось волшебное «Явление Мадонны святому Бернарду» Филиппо Липпи (слева от входа).
И по улице Проконсоло, и по Кальцайоли можно выйти к площади Синьории (piazza della Signoria), которая появилась лишь в XIII веке — на месте разрушенных гвельфами башен гибеллинского семейства Уберти. Именно здесь базировалось республиканское правительство. Его резиденцию — дворец с 94-метровой башней и гербами цехов на фасаде — построил в 1299-1314 годах Арнольфо ди Камбио, главный средневековый архитектор Флоренции. Здание известно под двумя именами: палаццо Синьории (Palazzo della Signoria) и палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio). Старым (vecchio) дворец начали называть уже при Медичи, в XVI веке, когда Козимо I съехал отсюда в палаццо Питти, а эти роскошные, только что подновленные придворным архитектором Джорджо Вазари палаты достались его сыну.
Пространство перед палаццо заставлено скульптурами не менее плотно, чем какая-нибудь музейная зала. Слева от входа красуется копия «Давида» Микеланджело (оригинал в 1873 году спрятали в Галерею Академии), а еще стоит обратить внимание на «Юдифь и Олоферна» Донателло (это тоже копия) и «Персея» Бенвенуто Челлини, который размещен в лоджии Ланци (Loggia dei Lanzi), притом в оригинале.
Рядом с лоджией, где стоящие как попало скульптуры может потрогать руками любой прохожий, располагается куда более серьезный музей — галерея Уффици (Galleria degli Uffizi, 1560-1581). Правда, когда Козимо I заказывал своему любимцу Вазари проект, размещать он в здании намеревался не картины со статуями, а городские магистратуры (uffici, uffizi, то есть «офисы»). Сын заказчика, Франческо I, решил отвести помещения на верхних этажах под коллекцию произведений искусства. При нем, собственно, палаццо и превратилось в музей. Сейчас это собрание — одно из самых впечатляющих в мире: Джотто, Чимабуэ, Симоне Мартини, Паоло Уччелло, Филиппо и Филиппино Липпи, Пьеро делла Франческа, огромный зал Боттичелли, немного Леонардо да Винчи, Беллини, первоклассный Рафаэль, Тициан и другие — осмотр коллекции лучше разбить на два-три этапа. Скоро посетителям станет еще трудней: со стороны площади Грано {piazza del Grano) построят по проекту Араты Исодзаки новый вход и выставочных залов станет больше.
С третьего этажа Уффици можно долго глазеть на воды Арно и облепленный домишками Понте-Веккьо (Ponte Vecchio) — самый древний и популярный путь через реку. Деревянный мост на этом месте существовал еще при римлянах, а в 1345 году соорудили каменный. Как и на всяком средневековом мосту, тут были лавки. Торговали поначалу мясники и зеленщики, но в конце XVI века по специальному герцогскому указу их сменили ювелиры, которыми Понте-Веккьо знаменит и поныне. Герцогу было бы все равно, чем торгуют на мосту, да только над левой его стороной проходил коридор Вазари (Corridoio Vasariano, 1565). Он вел из Уффици в палаццо Питти и был построен для того, чтобы переехавший в новую резиденцию Козимо I мог без хлопот общаться с сыном, оставшимся в резиденции старой. Так что мясников с моста пришлось прогнать, чтобы в окна не воняло.