Урбино
170 км от Болоньи, 65 км от Римини
«Урбино производит впечатление даже на самого безразличного и пресыщенного туриста», — писал о родном городе Рафаэля Олдос Хаксли. И в той же фразе сетовал на трудности с подъездом. Спрятанный в горах области Марке (Marche), вынесенный за скобки туристических маршрутов Урбино (Urbino) — по-прежнему самый цельный и труднодоступный ренессансный город Италии. При этом он избежал участи музея под открытым небом благодаря университету: по улицам снуют эмокиды и антифа с тетрадками и учебниками, а бары не затихают даже по будням.
Ехать сюда надо на машине: поездом можно добраться только до приморского Пезаро (Pesaro). Дорога упирается в площадь Меркатале (piazza Mercatale) с большой парковкой, над которой нависает главная местная достопримечательность — Герцогский дворец (Palazzo Ducale). Затеял его п середине XV века человек, обеспечивший расцвет Урбино,— Федерико да Монтефельтро. Бастард, перехвативший власть у сводного брата, одноглазый кондотьер и покровитель искусств, он стал символом Ренессанса (во многом благодаря портрету кисти Пьеро делла Франчески, хранящемуся в Уффици). Дворец он заказал далматинцу Лучано Лауране, чьим наивысшим достижением считается здешний внутренний двор, спроектированный под влиянием Брунеллески. Две башенки, по которым палаццо (и город) легко опознается на картинках, — элемент не декоративный, но оборонительный.
Рафаэль родился в этом городе, но ехать сюда стоит не ради него, а ради Пьеро делла Франчески, придворного живописца Федерико. Тот же Хаксли полагал, что Пьеро считался бы главным художником Кватроченто, когда б его лучшие работы не хранились в отдаленном Урбино. На втором этаже Герцогского дворца, в Национальной галерее Марке (Galleria Nazionale delle Marche), можно увидеть «Мадонну Сенигаллия» и «Бичевание Христа» — загадочное, ломающее традиционную иконографию произведение. Чуть дальше, в зале Ангелов (Sala degli Angeli), находится один из «Идеальных городов» («Citta Ideale»), выполненный, увы, не Пьеро, а кем-то из его последователей. В этом же залелюбопытная работа Паоло Уччелло, в шести главах повествующая об осквернении иудеем святой гостии. Среди прочих экспонатов галереи — две работы Рафаэля и очень странная «Пятидесятница» Луки Синьорелли: апостолы тут похожи на парашютистов, ожидающих команды прыгать. От Федерико во дворце остались пара комодов и впечатляющий деревянный альков.
За пределами палаццо интерес представляют Дуомо (Duomo), перестроенный в XVII веке после подземного толчка, несколько церквей и Дом Рафаэля (Casa Natale di Raffaello). Там показывают «Мадонну с младенцем», которую юный художник якобы писал со своей матери (хотя это, скорее всего, работа его отца Джованни Санти), рисунки молодого Донато Браманте (он тоже родился в этих местах) и камень, служивший семейству Санти палитрой. Почтить память Федерико можно в семейной усыпальнице герцогов Монтефельтро — церкви Сан-Бернардино (San Bernardino), возможно, построенной как раз Браманте. Находится она в паре километров от центра города.