Соборы Владимира
На высоком, обрывистом холме над Клязьмой высятся стройнее стены, увенчанные величественным золоченым пятиглавием. Пять куполов несут к небу свои кресты. Большой, могучий центральный купол в окружении четырех малых — как царь со своими рындами-телохранителями, как Христос с евангелистами, как престол Божий в окружении херувимов. Пятиглавие плывет в светлом воздухе над городом, над рекой, над широкой равниной.
Собор Успения Богородицы во Владимире — самое величественное произведение архитектуры древней Владимире-Суздальской земли.
Каменное строительство в Древней Руси было делом не только духовным, но и политическим. Храм — знак могущества князя. Перебравшись с берегов Днепра в залесские дали, в молодой, не осененный славой прошлого град Владимир, князь Андрей Боголюбский задумал возвести здесь храм, превосходящий все построенное в Суздальской земле до него. Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1158 году. Годом раньше в Киеве скончался Юрий Долгорукий. Андрей отказался принять отцовское наследство — киевский престол. Править Русской землей он вознамерился из Владимира. Городок на Клязьме вдруг сделался центром могучей державы, глава которой, князь Андрей, не стеснялся именовать себя царем...
Строительство собора знаменовало рождение новой столицы. Через два года храм был освящен.
Успенский собор Андрея Боголюбского — шестистолпный, трехнефный, трехапсидный. Глав было, согласно последним исследованиям С. В. Заграевского, пять (в источниках, опирающихся на более ранние исследования Н. Н. Воронина, храм характеризуется как одноглавый). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 метра (шире, чем у большинства других храмов Древней Руси). Длина здания без учета апсид — около 22,5 метра, ширина — около 17,5 метра, высота стен — около 21 метра, высота вместе с куполом — 32,3 метра (выше Софии Киевской).
В древнерусском строительстве начался новый этап. Своих предшественников Успенский храм превосходил точностью пропорций и отличался от них неведомым на Руси декором. Есть указания, что над украшением собора трудились мастера из разных стран. Действительно, в его обличье звучат мотивы романской архитектуры Западной Европы, камнерезной пластики Грузии и Армении, византийского и собственно русского зодчества. Сложные узкие пилястры с коринфскими капителями членили его фасады на стройные прясла; в украшении стен и барабанов использовались фигуры и лики, вырезанные из камня.
Собор пережил своего ктитора на десять лет. После пожара 1185 года возникла угроза его обрушения. Новый правитель Владимиро-Суздальской земли Всеволод, сводный брат Андрея, принял решение расширить и укрепить Успенский собор. С трех сторон он был обстроен просторными галереями, игравшими роль дополнительных опор перекрытия. Новые четыре главы были воздвигнуты ближе к углам здания. Наружные стены украшены эффектным поясом из арочек и изящных колонок с резьбой. Возведением апсид расширена алтарная часть. В новом обличье храм пережил века и сохранился до наших дней.
Собор Всеволода Большое Гнездо — пятинефный, пятиглавый, трехапсидный. Ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Аркатурно-колончатый пояс, проходящий по всем фасадам здания, состоит из 114 колонок. Щелевидные окна расположены в два яруса: ниже аркатурно-колончатого пояса простые, выше — с перспективными скосами.
Князь Всеволод Юрьевич, в крещении Дмитрий, получил прозвание Большое Гнездо за свое чадородие: было у него восемь сыновей и четыре дочери. Утвердившись на владимирском престоле после шестилетней смуты, вызванной убиением Андрея Боголюбского, он, как и положено могущественному князю, начал отстраивать свою столицу. Неподалеку от Успенского собора был возведен новый княжий двор с палатами, а возле него — храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Сюда князь со своим семейством приходил молиться прямо из жилых палат, с которыми храм был соединен, по-видимому, деревянными переходами.
По сравнению с Успенским Дмитриевский собор кажется небольшим. Композиционно он прост; его общий облик и тип конструкции соответствуют канону, заданному «старым собором» Переславля-Залесского. И тем не менее Дмитриевский собор отличается от всех предшествующих построек Древней Руси. И вообще, он уникален. Его неповторимость — в декоре, в резном убранстве.
Дмитриевский собор — одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный храм, построенный из белого известняка очень высокого качества. Длина (без учета апсид) — около 16,5 метра, ширина — около 15 метров, высота с куполом — около 26 метров. Стены выше аркатурно-колончатого пояса и подкупольный барабан украшены резьбой по камню. Всего насчитывается около 600 рельефных изображений.
Построенный в конце XII века собор неоднократно горел, ремонтировался, обрастал пристройками. Его резные колонки, орнаменты, рельефы отламывались и разрушались. Но все же необыкновенный облик его привлекал внимание всех — и простых богомольцев, и сильных мира сего. Привлек он внимание и царя Николая I: в 1834 году государь повелел привести древний памятник в «первобытный вид». Была осуществлена первая реставрация, разобраны все пристройки и заново выполнены утраченные детали резьбы. Потом реставрационные работы проводились неоднократно. Так что современный вид собора — результат совместной деятельности строителей, реставраторов и времени.
Резные рельефы дышат: как будто на мертвый камень побрызгали живой водой. Изображения святых соседствуют с фигурами фантастических птиц и зверей. Ветви райских растений и замысловатое орнаментальное плетение на колонках и порталах создают ощущение нереальное, сказочное. Царь-песнопевец Давид сидит на троне, держа в руке музыкальный инструмент — псалтырь; ему внимают птицы, львы и грифоны. А ниже престола — львиная голова, у которой два хвостатых тела. Рядом с изображением святого мученика крылатый грифон терзает какое-то животное: церковное предание соседствует со сказкой. Есть изображения почти реалистичные, есть совсем фантастические. Посреди этого пестрого многоголосья, в полукруге одной из закомар, некто в княжеском венце сидит на престоле, подобно Давиду; на руках у него мальчик. А с двух сторон несколько юношей склоняются почти раболепно... Принято считать, что это изображение самого князя Всеволода с сыновьями. Но почему князь изображен безбородым, а сыновей только пять?
Убранство Дмитриевского собора причудливо и полно загадок. Почему столь совершенной каменной резьбой на Руси украшали немногие храмы, и только с 1160-х по 1230-е годы? Откуда явились создавшие ее мастера и почему исчезла основанная ими школа?
Как чудесное видение — явилось и исчезло...
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)