Морские и речные порты.
По историческим фактам известно, что до появления в последние века автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения, основными артериями перевозящими грузы были: реки, моря и океаны. Конечно, и сейчас большой грузовой поток перемещается по воде, технологии позволили строить надёжные океанские корабли, не боящиеся самых сильных штормов. Значение морских и речных перевозок в последнее время не только не уменьшилось, но прослеживается чёткий тренд на увеличение грузового потока между континентами.
Речные перевозки имеют ряд преимуществ и недостатков. Преимущества следующие:
- Нет необходимости строить инфраструктуру по всей протяжённости реки, вода сама является дорогой, по которой плывёт корабль.
- Объём грузов перевозимый по рекам сопоставим с объемами, транспортируемыми по искусственным сооружениям.
- Расходы на перевозку грузов по воде дешевле, чем другими существующими способами.
- Все реки, так или иначе, текут по направлению в море и океаны, тем самым образуя непрерывную сеть водного сообщения.
К недостаткам можно отнесём следующее пункты:
- Течение рек не прямолинейно, проходит согласно рельефу местности, поэтому путь в километрах значительно увеличивается.
- Существуют ограничения по глубине на всём протяжении рек. Поэтому использование крупнотоннажных судов возможно только в глубоких местах, в устьях рек впадающих в моря.
- Географическое положение и климатические условия ограничивают период навигации. Так как зимой реки покрываются льдом и судоходство не возможно.
- Использование самой большой реки в Европе – Волги ограничено по причине её стока в Каспийское море, которое не впадает в океан, являясь замкнутым. Во времена СССР, был построен Волго-Донской соединительный канал, соединяющий Волго-Каспийскую акваторию с водами мирового океана, через реку Дон впадающую в Азовское море, и тем самым проблема замкнутости частично была решена.
Водные пути соединяются с наземными путями посредствам портов находящимися на побережье рек, морей и океанов. В Российской Федерации широко развита сеть портов, а для увеличения товарного потока строятся новые или модернизируются старые порты. Создаваемая инфраструктура таких объектов является национальным благосостоянием государства, поэтому должна быть национализирована. Частная собственность может лишь частично входить в управление самого порта, для улучшения организационной составляющей портового хозяйства.
Речные порты.
Количество рек на территории нашей страны очень большое, у каждого города находящегося на берегу рек есть свой порт, через который осуществляется доставка грузов, пассажирский поток не велик, так как альтернативные средства передвижения более быстры и более доступны. Применяются пассажирские перевозки лишь там, где нет другой альтернативы или стоимость таковых очень высока по сравнению с водными путями. Большая часть пассажирского потока связана с туризмом, пассажирские теплоходы осуществляют круизы по рекам.
Инфраструктура речных портов, имеет комплекс причалов, на которых портовыми кранами осуществляется погрузка и выгрузка товаров для их дальнейшего транспортирования до места назначения. Существуют строгие правила навигации, выполнение которых контролируется водной милицией, то есть для капитанов кораблей создан свод правил поведения и регулирования судоходства на реках.
Речные порты сейчас в большинстве регионов потеряли то существенное значение, какое имели ранее. Строительство автомобильных дорог, прокладывания железнодорожных путей и развитие авиации забрали на себя большую часть товарного потока. Но речные порты всегда могут дополнить возросшие потребности в товарообороте и выполнить задачи по обеспечению регионов нужными перевозками.
Морские порты.
Наше большое государство омывается большим количеством морей, на которых располагаются морские порты. Основные перевозки, отправляемые на экспорт, связаны с поставкой сырья или полезными ископаемыми добываемые из недр нашей территории, нашей страны. Обратно поставляются технологичные товары в основном контейнерными перевозками. В последнее время особняком строятся порты, связанные с транспортировкой сниженного газа, для чего создаётся инфраструктура: подводится газовый трубопровод, идущий от месторождения и добычи газа, рядом с портом строится завод по сжижению газа для транспортировки (СПГ).
Развал СССР, оставил множество морских портов на Балтике на территории Прибалтийских независимых государств, внутриполитическая риторика, которых направлена против нашего государства, поэтому в районе Санкт-Петербурга были построены новые порты для транспортировки грузов в Европу. Через данные морские порты построены газовые трубопроводы, идущие по дну моря в Европейскую Германию в обход государств Восточной Европы. Эти государства не являются надёжными транзитными партнёрами, из-за своей зависимости от геополитического противника нашей страны, которыми являются С.Ш.А.(Соединённые штаты Америки).
Морские порты могут принимать все виды существующих судов, даже самые исполинские которые перевозят товары по всему земному шару.