В погоне за приработками
...Здание с классическим фронтоном и массивными белыми колоннами на противоположном берегу речки Вологды — городской Дом культуры. Директор — Борис Юрьевич Чирьев — познакомил с коллегами. Разговор быстро перекинулся на интересующую нас тему. Мы узнали, что руководители художественных коллективов — люди с высшим и средним специальным образованием, имеют зарплату 120 — 140 рублей, да еще за дополнительную нагрузку получают по 42 рубля.
— Мы организация бюджетная,— рассказал Чирьев,— но часть сотрудников — на самоокупаемости, то есть обеспечивает себя за счет платных кружков. Ждали обещанного повышения зарплаты, но не дождались — у страны бюджет тощий. А жить-то надо. У меня двое детей, жена работает в областной библиотеке, получает 125 рублей, а тоже с высшим образованием. Все мы занимаемся совместительством, благо теперь оно и для работников культуры разрешено. Дано нам право и перераспределения зарплаты за счет имеющихся вакансий. Но этим практически невозможно воспользоваться — тогда просто не справишься с основной работой. Пытаемся ввести арендный подряд, но он не для всех подходит.
— Кооперативные начала ввести не пробовали?
— А что изменится? Будем делать то же самое, что и сейчас, только драть деньги с людей. Разве это нравственно? Как ни крути, основным способом пополнения нашего личного бюджета остается совместительство...
Совместительства коснулись мы и в разговоре с Николаем и Людмилой Блиновыми, когда напросились к ним в гости.
Квартирка у Блиновых маленькая, уютная. В крошечной детской двухэтажная кровать, письменный стол. В другой, побольше — проходной,— все что есть в большинстве современных квартир: «стенка» с книгами и хрусталем, цветной телевизор, ковер, раскладной диван.
— А у вас красиво — замечаем.
Людмила поняла нас по-своему.
— Телевизор, ковер, посуду подарила моя мама. Она живет в Череповце, получает пенсию и еще работает.
— Если бы не теща, ничего этого у нас не было бы. Мы своим детям не сможем так помогать,— добавляет Николай.
— А она не сетует на ваш низкий заработок? — спрашиваем его.
— Открыто — нет. Но в душе, наверное, не очень довольна. Они с мужем по-другому работали и получали: он был экскаваторщиком, она — на стройке.
— И вы не жалеете, что выбрали профессию. которая обществом так неважно оплачивается? Не думали сменить ее?
— Ну, мог бы я пойти на завод, у нас на ГПЗ неплохо зарабатывают. Но разве обществу будет лучше, если те ребята, что ко мне в студию ходят, проведут время на улице, во дворе, без пригляда? А у нас почему-то повелось считать: кто не производит материальных благ, тому грош цена. Наши коллеги были в Венгрии, рассказывали: «Там работники культуры не гоняются за дополнительным заработком, могут жить на зарплату». А мы лишь с трудом держимся на плаву.
Чтобы пополнить семейный бюджет, Николай Георгиевич ведет танцевальную студию на одном из предприятий города. Это дополнительные 60 рублей в месяц. Но какова цена этих денег! Крайнее напряжение. «Детей почти не вижу, всей семьей собираемся редко. Совместительство — это особый образ жизни,— говорит он.— И неизвестно, больше приобретаешь или теряешь».
— А что впереди?
— Впереди? Пенсия в 60 рублей, эта же квартира в 21 квадратный метр на четверых и язва желудка уже сегодня...
В областном краеведческом музее, куда мы отправились после Дворца культуры, нас встретила Татьяна Михайловна Журавлева, заведующая отделом пропаганды, милая молодая женщина. Едва разговор коснулся заработков, услышали знакомое: «Музей держится только на энтузиастах. Проучившись пятнадцать лет и придя к нам на работу, выпускник вуза, экскурсовод (в основном это женщины) получает 100 — 112 рублей. Труд нелегкий. Весь день на ногах, к тому же на нас — организация экскурсий, рекламы, лекции в школах, рабочих коллективах. И при этом всегда нужно быть в форме. Ведь ты на виду у людей, значит, не можешь одеться-обуться кое-как. А хорошая обувь, одежда, сами знаете, сколько стоит: на одни сапоги уходит месячная зарплата!»
И здесь единственный способ подработать — совместительство. «Но ведь у меня все сотрудницы замужем, у большинства — дети. Где взять силы и время?» — с горечью говорит Журавлева.
Да, не очень-то щедро общество к работникам культуры. А это миллионы людей, вынужденных жить на скромные зарплаты и здоровьем, интересами семьи, детей платить за возможность подработать. Действительно, они не производят материальных ценностей, но разве от этого их труд менее значим, меньше нужен обществу? Этак мы слишком далеко зайдем, а вернее, не слишком далеко уйдем по пути прогресса. Выигрывая в материальном, не проиграть бы в моральном, нравственном.
Источник-журнал Работница