День знаний
Эти ребята и не подозревают, что путь их — такой привычный и короткий, путь от детства к школе прошло всё человечество: путь к Знанию. Сейчас они войдут в классы, и со стены, с портрета, глянет на них кудрявый мальчик с пухлыми губами — великий гражданин России Александр Пушкин, однажды воскликнувший: «Мысль! Великое дело! Что же и составляет величие человека, как не мысль!»
Михаил Алексеевич Прокофьев, министр просвещения СССР.
Первое сентября в нынешнем году — это не просто начало нового учебного года. Это и начало — без преувеличения — новой эры в жизни нашей школы. И открывается этот день первым всесоюзным праздником знаний!
Начинать всегда трудно. Недаром сложилась поговорка: начало — половина дела... А работа по преобразованию школы предстоит огромная и кропотливая.
Основные направления реформы и принятые вслед за тем постановления партии и правительства подвели под нее прочную и материальную и организационную базу. В них затронуты все стороны народного просвещения — от структуры школы до содержания программ и учебников, от подготовки будущих учителей до новых правил для учащихся. Словом, созданы все условия для того, чтобы каждая идея реформы обрела плоть и кровь.
Программой воспитательной работы стало для всех педагогических коллективов, партийных и комсомольских организаций школ постановление ЦК КПСС об улучшении партийного руководства комсомолом. В нем подчеркнуто: «Вся атмосфера обучения и воспитания в семье, средней и высшей школе, трудовом коллективе, в пионерской и комсомольской организациях должна быть проникнута духом коллективизма, идейности, непримиримости к иждивенчеству, вещизму, равнодушию, к тому, что расходится с нашей моралью, трудовым образом жизни, активно способствовать формированию всесторонне развитой личности». Создавать такую атмосферу в каждой школе — наш долг.
Реформа поставила перед школой задачи тактические и стратегические. Но и стратегические задачи мы должны начинать решать уже сейчас, в этом учебном году. Что же конкретно предстоит сделать? Назову лишь некоторые необходимые направления.
Уже в этом году школьники будут заниматься по новым, несколько сокращенным программам. Главное здесь — сконцентрировать внимание ребят на основополагающих темах каждой дисциплины. Это, на наш взгляд, поможет большинству учащихся хорошо усвоить суть предмета, а кто захочет углубить и расширить свои знания в той или иной области науки,— пожалуйста, как говорится, милости просим. С этого года для старшеклассников вводятся факультативные занятия, предусмотренные расписанием. Мне кажется очень важным, чтобы к окончанию школы каждый ее выпускник определил для себя, чем именно он собирается заниматься, куда пойдет работать или учиться. Факультатив поможет сделать выбор.
Всеобщее среднее образование нашей молодежи должно быть дополнено всеобщим профессиональным обучением. В перспективе каждый выпускник школы будет сдавать квалификационный экзамен по определенной профессии. Пока же, к сожалению, в целом эффект трудовой подготовки невысок. Не более четвертой части выпускников школ идут работать по специальности, полученной во время учебы. Правда, на селе дела обстоят лучше.
В этом году отмечается 30-летие ученических производственных бригад. Сейчас они действуют в 50 тысячах школ страны и объединяют свыше 3 миллионов учащихся. Неплохой опыт работы накоплен ученическими бригадами: Воронежской, Брестской, Костромской, Кокчетавской областей. Все большее распространение получают создание в их составе механизированных звеньев, массовое участие старшеклассников в уборке урожая, заготовке кормов. Механизированные комплексы ученических бригад Ставрополья и Ростовской области выполняют на закрепленных участках весь цикл сельскохозяйственных работ.
За последние годы в состав ученических бригад стали включать животноводческие звенья, и это дало неплохие результаты, например, в Мордовии, Ко¬ми АССР, Волгоградской, Кировской, Липецкой, Московской областях РСФСР, Сумской, Черниговской областях Украины, северных областях Казахстана и Киргизии.
И все же далеко не в каждой сельской школе — а должно быть в каждой! — организованы ученические бригады. Во многих областях, например, Горьковской, Сахалинской, Гродненской и ряде других, ученические бригады не имеют своих участков земли, закрепленной за ними техники.
Новые программы по трудовому обучению будут вводиться в 1986 — 1990 годах, постепенно. Но ведомства, предприятия, совхозы и колхозы, местные партийные и советские органы, не дожидаясь указаний «сверху», должны уже сегодня, сейчас решать вопросы трудового обучения применительно к местным условиям. И позаботиться об укреплении материально-технической базы для трудового обучения.
Уже в нынешнем учебном году, во втором полугодии, начнется преподавание нового предмета — «Этика и психология семейной жизни». На этих уроках преподаватель вместе с ребятами будет разбирать, и анализировать различные житейские ситуации, описанные в художественной литературе, рассказанные на страницах газет и журналов или просто случившиеся в жизни, и в ходе беседы будет отвечать на вопросы, волнующие юношей и девушек.
Очень скоро в первый класс придут шестилетние малыши. Много было споров и дискуссий по этому вопросу во время обсуждения Основных направлений школьной реформы. И все-таки решили: начинать обучение детей надо с шести лет. Опыт социалистических стран, да и наш собственный убедил нас в этом. Правда, такой переход далеко не прост, особенно для сельских школ. Нелегко обучать шестилеток в классе, где учатся дети двух, а то и трех возрастных групп. И организация горячего питания, и отдых малышей в маленьких сельских школах, и подвоз детей в школу и из школы, и подбор учительских кадров — все это проблемы, требующие большой работы...
В ближайшее время сеть педагогических учебных заведений будет расширена. Тысячи молодых учителей придут в школы. А как их там встретят? Постановления, принятые партией и правительством в связи со школьной реформой, проникнуты заботой об учителях, о росте их авторитета, об улучшении условий их труда и быта. Необходимо, чтобы в повседневной текучке местные партийные и советские органы не забывали об этом.
Новый учебный год начался. Мы строим новую школу, школу будущего. Сейчас закладывается фундамент. Как важно, чтобы он был прочным! А зависит это от каждого из нас.
Источник-журнал Крестьянка