Праздник в Вашем доме в Узбекистане.
Ранней весной, когда раскрываются почки на деревьях и степь покрывается алым ковром цветущих тюльпанов, катится по узбекской земле веселый зеленый «Навруз». Праздник весны, пробуждения природы, знаменующий начало сельских работ. В древности—суровый религиозный обряд, сопровождавшийся поклонением духу умерших, жертвоприношениями, он превратился сегодня в торжество жизни. Соседки вскладчину покупают пшеницу, проращивают ее решают, у кого, на чьем дворе будут готовить традиционный сумаляк. Сумаляк—каша из проросшей пшеницы, с маслом, варится почти сутки, и всю ночь идет гулянье: песни, музыка, танцы. А утром накрывают столы. И за них садится вся махалля—стар и млад. Между прочим, спиртного не подают. А блюда особенные — все со свежей зеленью. И конечно, гвоздь программы: древний сумаляк. отведать который — значит проститься с зимой. В этот день чествуют передовиков, празднуют свадьбы, торжественно отмечают рождение первенцев.
Трудно переоценить воспитательное, я бы даже сказала, общественно-политическое значение подобных праздников, создающих новые формы человеческого общения, взаимопонимания и взаимопомощи в труде и быту.
Мне кажется, самая острая линия борьбы старого и нового всегда проходит в человеческой психологии. Для женщин Востока, помыслы которых традиционно были обращены только к дому, своей семье, очень важным и принципиально новым стало рождение светлого чувства гражданской ответственности, причастности ко всему, что происходит, а жизни, внутренней раскрытости навстречу людям, друг другу.
Совокупность духовных ценностей, накопленных народом, как в зеркале, отражается в традиционных обычаях, обрядах и. конечно, праздниках уходящих порою корнями в далекое прошлое, но не потерявших и сегодня своей свежести и притягательности. А рядом возникают новые, советские, обладающие не меньшей силой эмоционального воздействия. Назову хотя бы полюбившийся ферганцам праздник урожая «Белое золото создают золотые руки» — яркий, красочный, щедрый. Или массовый праздник «Материнская слава», где мы чествуем наших замечательных тружениц, матерей-героинь — их в области более шести с половиной тысяч. Родившись в Фергане, праздник этот подхвачен сегодня всей республикой и год от года становится все теплее, задушевнее все ближе сердцам наших женщин.
У нас при обкоме партии создан координационный совет по атеистической пропаганде, работают комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам при исполкомах местных Советов народных депутатов. Но основная, каждодневная работа, кропотливая, тактичная, ненавязчивая, ложится на женщин. Я тут ничуть не преувеличиваю. На нас, женщинах, держатся традиции дома, семьи, а значит, и общества. Нам их хранить, снимать религиозную и прочую шелуху, наполнять новым содержанием, а если надо — менять.
Есть для всего этого великолепное оружие: общественное мнение, общественный разум, общественная совесть махалли — соседей, жителей одного квартала.
Махалля имени Пушкина в городе Маргилане объединяет около двух тысяч жителей. Во главе женского совета этой махалли — Бувичахон Аспияева. персональная пенсионерка, бывший педагог, у которой в свое время учились чуть ли не все соседские ребятишки. Как высший авторитет, разбирает она семейные споры и конфликты, мирит поссорившихся супругов, утешает обиженных невесток, усмиряет разбушевавшихся свекровей. А то и соберет их вместе, устроит семейный вечер – «Свекровь — тоже мать, невестка — тоже дочь», где вместе ищут пути к взаимопониманию, к добрым родственным отношениям. При махалле создана особая комиссия по праздникам. Если намечается, к примеру, свадьба—комиссия во всем поможет семье. Соседки приготовят угощение, накроют столы, постараются повлиять, чтобы застолье было не слишком пышным, разорительным. Здесь не принято приходить с дорогими подарками. Соберут с соседей понемногу денег, купят молодым самое необходимое—вот и все.
Не секрет, что именно в семьях прячутся порой пережитки, старые религиозные обычаи.
К сожалению, новые семейные обряды, которые сейчас внедряются — торжественная регистрация брака, например, или церемония имя наречения новорожденных — прививаются не так быстро, а главное — прочно, как бы хотелось. Построены дома и комнаты счастья, разработаны сценарии новых ритуалов, но не стали они еще массовыми, не вытеснили многолюдных и многодневных застолий с обильными угощениями и подарками. А кое-кто легко совмещает официальный обряд с его домашним продолжением, успевая в промежутке заглянуть в мечеть, чтобы не обидеть родителей и угодить иным соседям. Любой наш промах, наши недоработки, издержки вкуса, официальщина отталкивающая людей, немедленно используются отдельными представителями духовенства, которые ведут отчаянную борьбу за сохранение религиозного смысла старых семейно-бытовых обрядов, видя в них к же источник доходов.
В нашей республике традиционно, с молоком матери, впитывается глубокое уважение к старшим, почитание их опыта, их житейской мудрости. И это стараемся мы использовать в борьбе нового со старым. Когда за новые обряды ратуют уважаемые, почтенные люди, легче привлечь к ним молодежь. Каковы наставники — таковы и ученики.
Хукумат Джалилову в Ферганском педагогическом знает каждый. Она не ходит — бегает по длинным институтским коридорам, вечно куда-то торопится, зажав под мышкой огромный портфель, из которого при случае с непостижимой легкостью извлекает множество необходимых вещей: вырезки, конспекты, книжки, сценарии вечеров и праздников... Хукумат — старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики, член областного женсовета, заместитель председателя городского, бессменный председатель институтского. Педагог, коммунист с большим стажем, человек редкого обаяния и душевности, она легко несет нагрузку, казалось бы, непосильную для одного человека. Вырастила пятерых детей, отличная жена и хозяйка, дома всегда порядок. Она все делает быстро: ходит, говорит, работает. Мне порой кажется, что её часы отсчитывают иное, чем у нас всех, время. Попроси ее сегодня, сейчас поехать на другой конец города, встретиться с женщинами, прочитать лекцию — подумает: нет, в 17 часов не смогу, а вот в 18.10 — пожалуйста. И прибежит минута в минуту.
Уже много лет Хукумат возглавляет институтский клуб девушек. За большую работу по коммунистическому воспитанию студентов, клуб этот по итогам Республиканского смотра удостоен Диплома 1 степени и Почетной грамоты ЦК комсомола Узбекистана. В пединституте учатся более полутора тысяч девушек. Многие приехали из дальних кишлаков, надо им помочь освоиться, привыкнуть к новым условиям. Клуб учит новичков работать с книгой, конспектировать, слушать лекции, следит за кругом чтения, формированием духовных интересов. Советует, как одеваться, причесываться, исподволь внедряет в сознание правила гигиены и рационального питания, здорового образа жизни. Ведь студентки — будущие педагоги, просвета ли, носители не только знания и культуры, но и передовых традиций в быту.
Если, к примеру, мне рассказывают, что в далеком от Ферганы кишлаке появилась молоденькая учительница, которая смело, актив изобретательно воюет с остатками религиозных пережитков — я почти наверняка узнаю «почерк» нашей Хукумат Джалиловой.
Может быть, то, о чем я рассказываю, и что нас беспокоит, покажется свойственным только нашему краю. Но нет! И в других местах старые обычаи без боя не сдаются, прячутся за закрытыми дверями, задернутыми шторами окон. Оглядитесь вокруг! Есть ведь еще и тайные крестины, и складчины «на бутылку», и торжества, превращающиеся в пышные пиршества. Не можем проходить мимо этих явлений. Не имеем права. Мы, женщины, хозяйки быта. Нам преобразовывать его, очищать от пережитков, осколков старого, создавать новые прекрасные традиции человеческого общения.