ЗАЧЕМ РОССИИ ЛЕДОКОЛЫ?
Проще всего ответить на этот вопрос, проследив хотя бы частично историю создания ледокольного флота в нашей стране, в частности знаменитого ледокола «Красин».
Первыми созданием кораблей, которые могли бы колоть льды, озаботились российские купцы. Им показалось обидным терять по полгода, дожидаясь, пока в морях, прилегающих к нашей стране, а также в реках и озерах растает лед и можно будет открывать судоходство. Они несколько раз пытались приспособить обычные пароходы для колки льда в Финском заливе, Онежском озере, в районе реки Лены и т.д. Однако дело более-менее пошло на лад, когда кораблестроители начали создавать специализированные суда-ледоколы.
Поначалу страна заказывала их за границей. Одним из первых в российском флоте появился ледокол «Ермак». Он был построен в 1899 году по проекту вице-адмирала Степана Осиповича Макарова в Англии; Макаров был одним из первых, кто додумался делать нос такого корабля скошенным, чтобы при движении он наползал на лед и давил, колол его всей своей тяжестью.
Через несколько лет стало очевидно, что для прохождения судов в Арктике одного ледокола недостаточно. Было разработано техническое задание на создание второго такого же мощного ледокола. Однако из-за высокой стоимости проекта корабль несколько лет не строился.
О нем вспомнили лишь тогда, когда в одну особо суровую зиму суда не смогли попасть в Архангельск, ставший важнейшим внешнеторговым портом России.
Строительство ледокола с тремя винтами и паровыми машинами мощностью 10 тысяч л, с., который был назван «Святошром», в честь былинного богатыря, было начато в январе 1916 года на верфи города Ньюкасла в Англии. В марте 1917 года он вошел в состав флотилии Северно-Ледовитого океана.
Таким образом, в начале XX века флот России имел в своем составе два линейных ледокола «Ермак» и «Святогор», которые тогда были самыми мощными в мире.
Во время Гражданской войны, 1 августа 1918 года, «Святогор» был затоплен на входе в порт Архангельска, чтобы преградить путь английским интервентам. Однако англичане его вскоре подняли, и до 1921 года он ходил под английским флагом.
Затем при личном участии первого народного комиссара внешней торговли Леонида Борисовича Красина судно было выкуплено у Англии и вернулось в Россию. В 1927 году после смерти Л.Б.Красина судно получило его имя.
Во всем мире ледокол «Красин» стал известен летом 1928 года, когда итальянский дирижабле строитель генерал Умберто Нобиле совершил экспедицию на дирижабле к Северному полюсу. На обратном пути дирижабль потерпел катастрофу. Шведский пилот Лундберг 25 июня снял с дрейфующей льдины в районе Земли Франца-Иосифа получившего травмы генерала. Остальных оставшихся в живых путешественников спас ледокол «Красин», экипаж которого сумел пройти к льдине и снять с нее терпящих бедствие путешественников.
Тем же летом красинцы получили сигнал бедствия от столкнувшегося с льдиной пассажирского лайнера «Монте-Сервантес». Матросы помогли устранить пробоины в корпусе судна и провели лайнер в порт.
В1929 году ледокол «Красин» принимал участие в Карской операции, когда через льды Карского моря был проведен караван судов. В 1932 году судно освободило из ледового плена ледовый теплоход «Ленин», на борту которого находилось 120 человек.
За годы своей работы «Красин» побывал даже в тех районах Крайнего Севера, куда ранее не заходили корабли. В 1933 году он доставил продовольствие, медикаменты и иные грузы работающим на Новой Земле промысловикам. На обратном пути он забрал тяжелобольных полярников.
Во время Великой Отечественной войны ледокол «Красин» участвовал в проведении северных морских конвоев, во время которых доставлялись грузы союзников с берегов Великобритании и Исландии в Мурманск и Архангельск. Героически проявили себя моряки вей время конвоя PQ-I5, когда в караван было включено 26 транспортов следовавших из Рейкьявика в Мурманск. Ледокол «Красин» отбивал непрерывные атаки немецких самолетов и прикрывал следующее за ним плохо вооруженное ледокольное судно «Монткальм». К сожалению, до Мурманска дошли только 22 судна каравана. Тем не менее разозленный Гитлер обещал наградить высшей наградой Германии — Железным крестом того, кто потопит или выведет из строя ледокол «Красин».
В 1942—1943 годах судно провело десятки судов сквозь льды Карского и Белого морей и моря Лаптевых. В 1942 году оно участвовало в конвое десяти судов с грузом леса и руды для Дальнего Востока и Чукотки, следующих из Архангельска по Северному морскому пути. Во время атаки немецкого Линкора «Адмирал Шеер» ледокол увел караван во льды северных широт и спас всех. Многие члены его экипажа замужество и отвагу, проявленные в годы войны, были награждены правительственными наградами.
В конце 50-х годов XX века был выполнен капитальный ремонт и реконструкция судна. В апреле 1972 года «Красин» перешел в подчинение Министерства геологии РСФСР для проведения геолого-разведочных работ в районах Крайнего Севера. Судно было переоборудовано и оснащено дополнительными источниками электроэнергии, позволяющими береговым установкам выполнять бурение нефтяных скважин.
В 1976 году был создан новый дизель-электрический ледокол «Красин», и, чтобы избежать путаницы, старый ледокол, ставший научно- исследовательским судном переименовали в «Леонид Красин». Последнее его плавание прошло в 1998 году.
С 2004 года «Красин» стал филиалом Музея Мирового океана. Ледокол пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта, и сейчас это один из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Во время обзорной экскурсии вам покажут каюты, капитанский мостик и штурманскую рубку, а также машинное отделение, где, как гласит легенда, время от времени появляется корабельный призрак в виде белого облака, который чем-то грохочет. Но если серьезно, одна из главных задач музея — подольше сохранить легендарное судно, которому в 2007 году исполнилось 90 лет.