ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «СТРАНА ЧУДЕС»
Впрочем, немцам далеко не всегда и во всем везло. Вот вам пример провала, казалось бы, хорошо подготовленной операции.
В июле—августе 1942 года, после разгрома конвоя PQ-17, судьбе которого посвящен роман Валентина Пикуля «Реквием по каравану PQ -17», движение союзных конвоев в СССР остановилось. Это позволило немецкому командованию спланировать проведение операций Wunderland — «Страна чудес».
Однако не зря же говорят: «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». Примерно то же самое можно сказать и о названии воинских операций. Чересчур залихватское название грозит провалом. Так, во всяком случае, получилось с операцией Wunderland. Хотя задумано было все как будто и неплохо.
Не секрет, что борьба на морских коммуникациях находилась в центре внимания Германского командования в течение всего периода Второй мировой войны. Поначалу главной ареной этой борьбы была Атлантика. Флот Третьего рейха беспощадно топил конвои, шедшие из США в Англию.
Однако срыв молниеносной войны против СССР, начавшейся по плану «Барбаросса», заставили фашистское командование оставить операцию «Морской лев» по захвату Британских островов и активизировать свои действия на Восточном фронте, в том числе и в Арктике. К весне 1942 года на базы в Северной Норвегии были переброшены линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер», «Лютцов» и легкий крейсер «Кельн», Плюс к тому имелся еще десятой эсминцев, около 20 субмарин и свыше 400 самолетов.
И когда летом 1942 года, после разгрома конвоя PQ-17, союзные транспорты перестали приходить, немцы решили поразвлечься свободной охотой. Командование военно-морской группы «Норд» (именно на нее возлагалось осуществление всех этих ударов) подготовило и передало в Берлин план морской операции под названием Wunderland. Он предусматривал отправку в Карское море пары тяжелых крейсеров. А в подмогу им придали еще 5 субмарин — для разведки и отвлечения на, себя части сил противника.
Рисковать линкором «Тирпиц» командующий надводными силами) Германии гросс-адмирал Редер не стал, поскольку, вероятно, в июле-августе корабль «зализывал раны» после знаменитой подводной атаки, мастерски проведенной экипажем ПЛ К-21 и его командиром Н.А. Луниным 5 июля 1942 года.
В поход должны были выйти тяжелые крейсера «Лютцов» и «Адмирал Шеер». Однако «Лютцов» некстати сел на мель, и в поход ушел лишь «Адмирал Шеер». Он был вторым кораблем в серии однотипных крейсеров. Вошел в строй 12 декабря 1934 года, при длине 186 метров имел полное водоизмещение 15 180 тонн, броневой пояс толщиной 80 миллиметров. Орудия главного калибра 280 миллиметров (вес снаряда 300 килограммов; дальность стрельбы 36,4 километра) располагались в двух орудийных бронированных башнях. Кроме них на борту имелись также восемь 150-миллиметровых орудий и зенитные автоматы. Мощность восьми дизелей составляла 56 800 л. с., максимальная скорость — 28 узлов (почти 52 километра в час).
Экипаж имел довольно богатый военный опыт, поскольку во время гражданской войны в Испании «Адмирал Шеер» обстреливал порты республиканцев, помогая мятежному Франко. А в 1940 году действовал в Центральной и Южной Атлантике, топя английские торговые суда.
«Адмирал Шеер» вышел из Вест-фьорда (Нарвик, Северная Норвегия) 16 августа. Уже 20 августа он подошел к северной оконечности Новой Земли — мысу Желания и на следующий день обнаружил караван судов во главе с ледоколом «Красин». Однако из-за тумана и сложной ледовой обстановки догнать и расстрелять суда не удалось.
Тогда 25 августа «Адмирал Шеер» обстрелял радиостанцию на мысе Желания и обнаружил старый ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Поначалу немцы хотели просто захватить «Сибиряков» со всем его экипажем й документацией. Однако русские моряки сдаваться просто так не захотели и открыли огонь из имевшихся на борту небольших пушек. Немцы несколько удивились такому, по их мнению, безрассудному героизму. Но церемониться не стали. Ледокол утопили огнем главного калибра, захватив в плен, по одним сведениям, 18, по другим — 22 моряка из 104, бывших на борту.
Лишь кочегару П.И. Вавилову удалось чудом добраться до острова Белуха, на котором он пробыл 34 дня, пока его не обнаружили наши моряки, от него и узнавшие о судьбе «Сибирякова».
«Адмирал Шеер» тем временем направился к порту Диксон, намереваясь высадить там десант и разгромить базу. Ночью 27 августа, пользуясь плохой видимостью, пирату удалось подойти к Диксону с юга почти на три мили.
Но тут его обнаружили моржи сторожевого корабля СКР-19 (это был бывший грузопассажирский пароход «Дежнев»), Они пошли навстречу крейсеру, намереваясь в крайнем случае затопить свой сторожевик при входе в бухту преградив таким образом дорогу фашисту.
Немцы открыли огонь по «Дежневу», а заодно по транспортам «Революционер» и «Кара». По счастью, в груженную несколькими сотнями тонн взрывчатки «Кару» ни один снаряд не попал, иначе от порта остались бы одни щепки.
Впрочем, и снаряды калибра 45 и 76 миллиметров из пушек «Дежнева» и «Революционера» не смогли причинить серьезного урона огромному бронированному кораблю. Однако, на беду немцев, на деревянном причале в порту оказались две наши пушки-гаубицы МЛ-20 калибра 152 миллиметра. Их было собирались погрузить на «Дежнев», но не успели. Вот эти орудия и показали себя в работе.
Хотя штат батареи был сильно урезан, а пушки весили более 7 тонн артиллеристу под командованием лейтенанта Николая Корняков сумели быстро привести их в боевое положение, и открыли огонь по крейсеру. Такого «подарка судьбы» немцы явно не ожидали. Они отказались от высадки десанта и стали отходить, схлопотав пару-тройку прямых попаданий. Ведь даже один 152-миллиметровый снаряд весом более 43 килограммов может причинить немало разрушений. Так что «Адмирал Шеер» предпочел прикрыться дымовой завесой и бесславно удалиться подальше от Диксона и вообще из «Страны чудес». Так и закончилась операция, на которую высшее немецкое начальство возлагало весьма большие надежды.