ПОДВОДНЫЙ ДЕСАНТ В АМЕРИКУ

После того как советские специалисты убедились в ненадежности ледовых аэродромов, они стали думать над иными способами нанесения ядерных ударов по США. Среди прочего была предпринята и попытка создания атомного бомбардировщика, который с оружием массового поражения на борту способен был бы неограниченно долго барражировать в воздухе вдоль границ США.

Однако проведенные исследования и эксперименты показали, что выбросы радиации с таких бомбардировщиков не только несли угрозу жизни экипажей этих машин, но и за несколько лет эксплуатации таких самолетов загрязнили бы атмосферу Земли радиацией настолько, что жизнь на планете стала бы невозможной и без всякой ядерной войны.

Тогда в ход пошла разработка другого проекта. Идея зародилась в конце 50-х годов XX века, когда межконтинентальных баллистических ракет еще не придумали. А по части стратегических бомбардировщиков, как уже говорилось, у американцев имелось очевидное преимущество перед СССР. Их самолеты, стоявшие на базах американских ВВС, которые буквально облепили границы Советского Союза, могли в считаные часы доставить бомбы к самым крупным городам и важнейшим объектам на нашей территории. Не дать бомбардировщикам взлететь — в этом могло заключаться спасение от ядерного удара. Но как это сделать?

Один из вариантов противодействия — внезапным ударом захватить заморские и заокеанские аэродромы. Высадка воздушного десанта годилась для захвата лишь ближних авиабаз. Переброска сотен парашютистов на дальние расстояния представлялась нереальной. Американские радары загодя засекли бы транспортники с десантниками, и большая часть их попросту не долетела бы до пунктов выброски.

А что, если десант доставить под водой? Так возник замысел сконструировать транспортно-десантную атомную подводную лодку таких размеров, чтобы помимо экипажа можно было разместить в ее отсеках сотни морпехов, да еще с танками и прочим тяжелым вооружением.

Опыт проектирования подобного рода гигантов у советских кораблестроителей уже был. С марта 1960 года Ленинградское ЦКБ-16 работало над проектом атомной транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя проекта 664. Атомоход должен был получиться внушительных размеров, способный принимать не только людей, но и до 162 морских мин и доставлять своим собратьям, несущим боевую службу на океанских коммуникациях, 20 крылатых ракет ТТ-5 или П-6 и 1 до 80 торпед калибром 533 миллиметра.

Северодвинские корабелы даже приступили было к строительству головного корабля. Однако верфи срочно понадобились для создания большой серии атомных подводных ракетоносцев. Поэтому минный заградитель списали в утиль, так и не спустив на воду.

Тем не менее, в программу кораблестроения на 1965—1970 годы вновь внесли строку о создании подлодки, способной скрытно доставлять морскую пехоту в самые удаленные районы Мирового океана. Задачу минных постановок при этом сняли.

К августу 1965 года тех задание выглядело уже так. Атомоход должен быть приспособлен для «скрытной перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье, снятия десанта и раненых, эвакуации их на наше побережье или переброски в другие пункты побережья вероятного противника».

Кроме того, лодка должна была решать задачи снабжения боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих «на удаленных От своих берегов направлениях». На борт предстояло брать до 1200 человек десанта или до 20 единиц колесной или гусеничной бронетехники.

Другой вариант загрузки — усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов. Проект нового корабля назвали 748. Главным конструктором назначили Николая Киселева.

Уйму людей и техники Киселев и его соратники замышляли разместить в трех цилиндрах прочного корпуса, расположенных горизонтально. Экипаж и десантники должны были находиться в среднем цилиндре, который был наибольшего диаметра. Техника и вооружение — по бокам.

В носовой части — две аппарели для высадки танков и бронетранспортеров. Для оказания огневой поддержки морских пехотинцев во время боя за захват плацдарма на атомоход планировали поставить даже две 57-миллиметровые автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ, а также зенитно-ракетный комплекс.

Словом, на бумаге все выглядело внушительно. Только и проекту 748 не суждено было воплотиться в «металле». Поначалу Военно-морской флот отказался от проекта чисто по финансовым соображениям. Госбюджет не потянул бы такую нагрузку.

Однако сторонники идеи скрытной переброски под водой морских десантов оказались людьми настойчивыми. Вначале 70-х была сделана третья и последняя попытка создания советской атомной транспортно- десантной подводной лодки.

На сей раз речь пошла о проекте 717. Снова возглавить дело поручили Киселеву. Только теперь стоящую перед ним задачу усложнили, предложив предусмотреть еще и функцию «спасения личного состава затонувших подводных лодок с помощью специальных спасательных снарядов». Это новое дополнительное назначение потребовало, естественно, переработки прежнего замысла.

Очень много хлопот было с гидродинамикой подлодки. Тем не менее, технический проект все же был утвержден в 1972 году. Решено было построить в Северодвинске серию из пяти транспортно-десантных атомоходов.

Но снова помешали ограниченные бюджетные и технические возможности страны. На «Севмашпредприятии» начали срочно клепать самые крупные в мире тяжелые атомные ракетные подводные крейсера системы «Тайфун» — наш ответ заокеанскому «Трайденту». И проект 717 отправился туда же, куда и его предшественники, — в архив. Теперь уже, очевидно, окончательно.

Его воплощение нашло себе место лишь на страницах фантастического романа Владислава Морозова «Русский десант в Америку» и других подобных произведений. А в реальности атаку на США возложили на межконтинентальные баллистические ракеты. В итоге уже американские конструкторы получили сильную головную боль. Им было предложено создать систему противоракетной обороны, над осуществлением которой они бьются до сих пор.

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор