Кто такой "Товарищ по жене"?
В советское время про коренных жителей Чукотского полуострова — чукчей — каких только анекдотов не рассказывали! Согласно им, этим анекдотам, более глупого народа на земле и не сыскать...
Враки все это! Попробывал бы любой из этих умников, рассказывающих анекдоты, выжить хотя бы сутки без посторонней помощи в чукотской тундре... А чукчи там живут всю жизнь. И при этом не жалуются ни на полярную ночь, длящуюся полгода, ни на жуткие морозы, ни на пургу, которая может продолжаться неделями, ни на летнюю мошкару и гнуса.
Однако, кочевой образ жизни, который был издавна присущ чукчам, как и многим другим северным народам, наложил определенный отпечаток на их обычаи и нравы. О том, как устроено северное жилье, о местных модах в одежде мы с вами уже поговорили. Теперь разговор о семейных традициях.
Мужчины-холостяки, не сумевшие найти себе жену, на Чукотке считались ущербными. Женитьба была одним из главных шагов в жизни молодого парня и девушки. Относились к этому событию весьма серьезно.
Так на протяжении многих столетий существовал, например, обычай «отработки невесты». Положив глаз на ту или иную девушку, потенциальный жених заручался не только ее согласием, но и согласием всей ее семьи. А для этого в течение целого года жених работал в семье невесты пастухом. Будущий тесть и прочие родственники со стороны невесты строго следили за его поведением. Ленивого изгоняли из стойбища, а трудолюбивому позволяли жениться.
В некоторых племенах отработку могли заменить выкупом — например, жених и его родственники предлагали отцу невесты с десяток, а то и больше, оленей из своего стада.
Если жених был беден и не мог предложить достойный выкуп, он иногда крал невесту. Если украденная соглашалась остаться в семье жениха, то ее не неволили вернуться назад.
Богатым чукчам разрешалось иметь несколько жен. Сколько у хозяина было оленьих стад, столько, соответственно, он мог прокормить и жен. Причем первая жена, которая по каким-то причинам не могла иметь ребенка, могла сама просить мужа взять еще одну жену, с тем, чтобы та нарожала детей.
Свадебный обряд был обязательным. Когда в жилище жениха приходила невеста, забивался жертвенный олень. Прежде, чем ввести невесту в ярангу, ее и жениха старейшина связывал за руки нитями, мазал лицо и руки кровью жертвенного оленя. Кровопомазание говорило о том, что невеста навсегда отказывается от своего рода и входит в род жениха.
Разводы разрешались в трех случаях: когда жених оказывался недостойным рода невесты (стал ленивым или сильно заболел), когда невеста вела себя недостойно (гуляла, ленилась), а также при обоюдном охлаждении чувств и отсутствии в браке детей. Имущество, нажитое совместно, доставалось тому, кто не нарушал заповедей супружества, или делилось поровну. Впрочем, разводы в силу ряда причин были на Чукотке крайне редкими.
Одной из таких причин были групповые браки. Основания для их существования были весьма серьезные: поскольку семьи обычно жили отдельными родами, то время от времени требовалось вливание свежей крови, чтобы род не вырождался.
В состав коллективных содружеств входило до десятка семейств. Все мужчины такого содружества назывались «товарищи по женам». Попав в гости к соседу, они имели право переспать с женой того или иного члена группового союза. Мужчины, не входившие в брачный союз, не могли претендовать на жен членов группового брака. Правда, были и хитрецы, которые только и ездили по гостям, чтобы переспать с чужими женами. Но таким женщина имела полное право отказать в соитии, и заставить ее никто не мог.
Брат должен был взять в жены супругу погибшего брата, вместе со всеми ее детьми. Преподаватель чукотского языка в Многопрофильном колледже Ирина Горгыльнаут, которая занимается изучением традиций и обычаев чукчей, рассказала журналистам, что групповые браки были вызваны суровыми условиями жизни. «Семьи брачного союза помогали друг другу, а в случае гибели кого-то из мужчин кормили и воспитывали детей. Товарищи по женам держались сплоченно, как родственники», — подчеркнула она.
Конечно, ныне времена изменились. Если раньше свадебный наряд невесты и жениха (керкер и кухлянку) шили в течение года, собирали солидное приданое, то теперь подвенечное платье продается в любом магазине, можно взять его и напрокат. Правда, как и прежде, теперь в качестве приданого невесте и жениху дарят оленей. Но не сто или двести, как раньше, а трех или четырех. Могут также в качестве свадебного подарка преподнести деньги, семейную утварь, оружие и другие полезные в быту вещи.
И браки ныне скрепляются не кровопомазанием, а обычной росписью в ЗАГСе или в местной администрации.
Если прежде свадьба превращалась в различные игры, состязания среди членов племени или стойбища, гостей, которые собирались из многих мест, то теперь чаще всего это обычное застолье с обильной выпивкой и закуской. Но один обычай в какой-то мере сохранился.
За молодыми чукчанками, особенно в национальных селах, родители перспективных женихов присматривают с особым вниманием. Работящая или нет, курит, пьет, гуляет с парнями или скромна. Понятно, кому родители жениха отдадут предпочтение?.. В наши дни имеет цену не только красота, но и уровень образования невесты.
Групповые браки официально отошли в прошлое. Но не исключено, что они еще практикуются в стойбищах — трудности в жизни и в наши дни не исчезли.