Витус Беринг

В российскую историю Витус Ионассен (Иван Иванович) Беринг (1681—1741) вошел как один из великих мореплавателей и полярных исследователей. Его имя носит море, омывающее берега Камчатки, Чукотки и Аляски, а также пролив, отделяющий Азию от Америки.

Именно Беринг по указу Петра I стал во главе величайшего географического предприятия, равного которому до середины XX века не знал мир. Возглавляемые им первая и вторая камчатские экспедиции охватили северное побережье Евразии, всю Сибирь, Камчатку, моря и земли северной части Тихого океана, открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки.

Сам же Витус Беринг попал на русскую службу довольно случайно. Он родился 12 августа 1681 года в Дании, в городе Хорсенсе. Отец будущего мореплавателя был церковным старостой. Но юношу деятельность церковника не вдохновила, и он отправился в плавание к берегам Ост-Индии по примеру своего старшего брата Свена.

Витус-Беринг-01

Когда Витус Беринг в 1703 году вернулся в Амстердам, то повстречался с русским адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом, который, по поручению Петра I, нанимал на русскую службу опытных моряков. Так Витус оказался в России.

В Петербурге Беринга назначили командиром небольшого судна. Он доставлял лес с берегов Невы к острову Котлин, где по приказу Петра I строилась военно-морская крепость Кронштадт. В 1706 году Беринга произвели в лейтенанты. Он следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегонял корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова, постепенно продвигаясь по службе. Так в трудах и баталиях минуло двадцать лет.

Когда же 23 декабря 1724 года Петр I дал указание отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера, именно Беринга Адмиралтейств-коллегия предложила поставить во главе экспедиции. Царь согласился. И 6 января 1725 года, за несколько недель до своей смерти, подписал наказ для первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки.

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков и Мартын Шпанберг, а также, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.

Петербург они окинули в феврале 1725 года. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря и приступила к постройке судов. В августе 1727 года судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск. Спустя неделю путешественники увидели берега Камчатки. Однако, тут в наскоро построенной «Фортуне» открылась сильная течь. Пришлось зайти в устье реки Большая и стать на ремонт.

Витус-Беринг-02

Вот как дальнейшие события описал сам Беринг в своем донесении в Адмиралтейств-коллегию. «...По прибытии к Большерецкому устью, — писал Беринг» — материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправились совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали понеже великие живут метелицы, которые по-тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, то заносит людей снегом, отчего и умирают».

Тем не менее, пешком и на собачьих упряжках экспедиция во главе с Берингом прошла по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Святой Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание. 11 августа бот вошел в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли, осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией, и убедился, что нет такого соединения и дальше к северу.

Далее, 15 августа, экспедиция вышла в Северный Ледовитый океан и продолжала плавание. Достигнув 67° 18' северной широты, Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Святой Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.

Витус-Беринг-03

Летом 1729 года Беринг снова вышел в море. Экспедиция направилась на восток, где, по словам камчатских жителей, в ясные дни иногда виднелась «чрез море» некая земля. Беринг решил «известится доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные ветры, так что с большими трудностями мореплаватели прошли около 200 миль, «но токмо земли никакой не видали». Море окутал «великий туман», а вместе с ним начался жестокий шторм. Пришлось возвращаться. На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки.

В марте 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Петербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° северной широты и тем самым доказали, что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется».

Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки. География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Итоговая карта впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах, протяженности Сибири.

А Беринг тем временем уже разрабатывал проект второй камчатской экспедиции. Главное место в программе отводилось исследованию всей Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, Северо-Западной Америки.

В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. На этот раз из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.

Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг также следил за работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов России, и академического отряда, в состав которого входили историки Г. Миллер и А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.

В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел», на которых Витус Беринг и Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.

В плавание на двух кораблях уходило 152 офицера и матроса и двое ученых. 4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток, к берегам гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на карте Ж.Н. Делиля и которую было приказано отыскать. Сильные штормы мешали плаванию, но Беринг настойчиво шел вперед. Чтобы не потерять друг друга в тумане, на кораблях звонили в колокол или стреляли из пушек. Так прошла первая неделя плавания.

Суда достигли 47° северной широты, где должна была находиться Земля Хуана де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли следующую параллель — никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Основной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.

Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Пакетбот «Святой Павел» под командой Чирикова исчез из вида. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своем местонахождении, потом не стало слышно ударов колокола, и глубокая тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки. Ответа не последовало.

Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.

Около четырех недель пакетбот «Святой Петр» шел океаном, встречая по пути лишь стада китов. Все это время штормы нещадно трепали одинокое судно. В пазах кое-где появилась течь. Взятая с собой пресная вода была на исходе. Наконец, «17 июля,— как записано в вахтенном журнале,— с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».

Витус-Беринг-04

Берингу и его спутникам не терпелось поскорее высадиться на открытый ими американский берег. Но тому мешали сильные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в отдалении от земли и следовать вдоль нее на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки смогли спустить шлюпку.

Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера. Стеллер провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.

29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и встала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги. Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.

Наступил сентябрь, океан снова заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку.

Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. В вахтенном журнале появляется все больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном положении мореплавателей. Заболел и сам Витус Беринг. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее.

27 сентября налетел жестокий шквал, а через три дня началась буря, которая, как отмечено в вахтенном журнале, развела «великое волнение». Только спустя четыре дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной, 4 октября налетел новый ураган...

С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участие в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли...

Тем не менее, несмотря на встречный западный ветер, судно продвигалось вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Святого Маркиана, Святого Стефана и Святого Авраама.

Драматичность положения экспедиции усугублялась с каждым днем. Не хватало не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые еще держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана Свена Вакселй, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».

Беринг понимал, что в судьбе экспедиции наступил самый ответственный и тяжелый момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он все же поднимался на палубу, навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно причалят к ней и остановятся на зимовку.

Витус-Беринг-05

Где похоронен Витус Беринг?

И вот 4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера. Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали бревна, выброшенные морем и засыпанные снегом.

Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье для больных матросов и офицеров.

Началась высадка. Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку. Голодные, ослабевшие от болезни моряки умирали по пути от корабля к берегу или едва ступив на землю. Так погибло 9 человек, еще 12 матросов скончались во время плавания.

Потом случилось еще одно несчастье: 28 ноября сильной бурей корабль сорвало с якорей и выбросило на берег. Моряки в первое время не придали этому особого значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут им на собаках добраться до Петропавловска. Однако, когда разведчики поднялась на вершину ближайшей горы, они увидели, что находятся на необитаемом острове.

«Это известие, — писал Свей Ваксель, — подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали, и что нам угрожает полная гибель».

Капитан-командор тем временем лежал в землянке, прикрытой сверху брезентом, страдая от холода. Силы оставляли его. Он не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой.

Витус-Беринг-06

Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска, Здесь же, на острове, его и похоронили.

Спутники Беринга пережили тяжелую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно из обломков пакетбота «Святой Петр» и 13 августа 1742 года простились с островом, который назвали именем Беринга. Вскоре путешественники благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Святой Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как и Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).

Так закончилась вторая камчатская экспедиция, деятельность которой, по словам историка В. Пасецкого, увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями. Русские моряки первыми открыли неведомые ранее берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, а также о Японии.

Меню Shape

free accordion joomla menu

Юмор и анекдоты

joomla menu problem

Юмор

accordion menu joomla