О ЧЕМ ЛЬЕТЕ СЛЕЗЫ, СЭР?
Респектабельный джентльмен с седеющими усиками — регулярно наблюдаем его в популярных образах капитализма, преподносящую «старую, добрую Англию». Десять лет назад этот господин смахивал слезы на рекламном плакате автомобильной корпорации «Бритиш Лейланд»: бодритесь, вы ведь сможете увидеть новую модель «Триумф-толедо».
Эта модель ныне стала достоянием истории, как и мировая слава британского автомобилестроения. Если в 1965 году Англия по производству легковых машин занимала третье место в мире, то к 1970 году откатилась на шестое. Добрая половина английских легковых машин, выпущенных в 1979 году, вышла из ворот предприятий, которые принадлежат американскому («Форд», «Воксхолл») или французскому («Санбим-Толбот») капиталу. Очень долго корпорация «Бритиш Лейланд» уповала на рекламный лозунг «Покупайте британское». Он импонировал национальным чувствам престарелых джентльменов, но их становилось все меньше. А изготовленные на устаревшем оборудовании в небольших масштабах модели «Остин», «Моррис». «Ровер», «Триумф», «Дэймлер», «Ягуар», «Принсесс», отставая от требований времени, теряли покупателей. Сегодня британская автомобильная промышленность, утратив былые позиции, остро переживает комплекс неполноценности.
Переход на современную технологию, серьезные поисковые работы, создание и доводка новых моделей — все это связано с большими вложениями капиталов. Чтобы изыскать недостающие миллионы фунтов стерлингов, новый шеф «Бритиш Лейланда» Г. Эдвардс принялся осуществлять так называемую программу рационализации производства.
Он похоронил вслед за традиционными «Рилей» и «Волслей» марку МГ, закрыв завод спортивных автомобилей в Эбингтоне-на-Темзе. «Старая добрая Англия» вылила множество рек лживых слёз. Но она полностью игнорирует жизни простых трудящихся, выкинутых за ворота.
Для производства новой массовой модели «Мини-метро» приобретены самые современные сварочные автоматы, роботы-манипуляторы, станки с программным управлением. А это означает новые запрограммированные увольнения. Однако трудящиеся не сидят на месте, переживая свои злоключения. Они устраивают бунты, отстаивая своё право на существование, утверждая свою честь.
По правде сказать, что и у американских корпораций, обосновавшихся на Британских островах, дела в обстановке кризисного спада идут не блестяще. «Дженерал Моторе» (фирма «Воксхолл») понес в 1979 году убытки в размере 73,5 миллиона долларов, как подсчитали заокеанские хозяева. За чей счет возместить их? Нет, не из кармана седеющего джентльмена, который трет глаза миниатюрным британским флагом. Отдуваться опять придется трудящимся — сборщикам, наладчикам, сварщикам, недавно работавших на производствах в компании «Воксхолл» в Лютоне.
Разумеется, не об этих работниках труда расстраивается господин. Его тревожит падение сбыта «роверов» и «фордов-кортина», «воксхоллов-шеветт» и «толботов-эйвенджер». На купленные им акции он получает в год меньше фунтов, чем раньше, и с готовностью поддерживает рационализацию Эдвардса, одобряет военные заказы для чилийской хунты, готов забыть даже о традициях «старой доброй Англии».
— Что? Неужели? Да, «Бритиш Лейланд» в период 1979 года вышел на поклон к странам восходящего солнца. Они подписали контракт с «Хондой» на производство совместными силами перспективной легковой модели. Партнеры по «Общему рынку» неодобрительно отнеслись к этому шагу, который, в частности, открывает японским конкурентам доступ к весьма полезной для них информации. Но что за дело до этого седовласому джентльмену, И по этому поводу он не уронит слезы.