КОММУТАТОР, КОТОРЫЙ НЕ ПОДВЕДЕТ
Вряд ли нужно напоминать о проблемах, связанных с транзисторными коммутаторами системы зажигания ВАЗ— 2108 и «2109» (а теперь еще и ЗАЗ—1102), они известны. С развитие технологий эти затруднения более не будут беспокоить пользователей. Дело в том, что коммутатор 36.3734 (его изготовитель — московский завод АТЭ им. 60-летия Октября) в мае нынешнего года больше не выпускается. Вышла новая модель 3620.3734, выпуск которого налажен с начала года и после только постепенно нарастал. Об особенностях этого приспособления мы и хотим рассказать.
По своему функциональному назначению, способу крепления, а также по присоединению пучка проводов коммутатор 3620.3734 не отличается от 36.3734. По габаритам они тоже достаточно близки (см. фото). Главное же их различие, если подходить с чисто потребительской меркой, заключается в эксплуатационной надежности.
Резкое изменение данного показателя в лучшую сторону объясняется, прежде всего, тем, что теперь разработчики и изготовители подошли к делу реалистически: жизненно важные элементы схемы нового изделия покупаются за рубежом. Решение, разумеется, вынужденное, но иного пути нет до тех пор, пока отечественная промышленность не освоит выпуск высококачественных и надежных аналогов. (Заметим в скобках: валюты для этого требуется не так уж много; основную долю предоставляет ВАЗ, который кровно заинтересован в работоспособности своих автомобилей.) Впрочем, на сегодня импортных элементов и потребовалось-то только два. Прежде всего — мощный выходной транзистор. Тот, который выбрали конструкторы, характеризуется большим запасом надежности, стабильностью и, что очень важно, стойкостью к высокой температуре. Другой элемент — интегральная микросхема, которая управляет первичным током в катушке зажигания и поддерживает стабильность выходных параметров прибора. К числу ее достоинств следует отнести и то, что она позволила свести к минимуму количество прочих радиодеталей, тем самым повысив надежность изделия.
Необходимо также отметить, что над освоением нового коммутатора потрудились и технологи. Произошёл процесс налаживания использования сборки и монтажа современного типа, что положительным образом отразилось на качестве прибора: самая сильная вибрация никак не отражается на его работоспособности.
Короче, коммутатор получился весьма добротным. Вот маленький, но характерный штрих. Раньше ВАЗ вынужден был комплектовать экспортные автомобили зарубежными коммутаторами, а теперь приборы 3620.3734 устанавливают на все автомобили в не зависимости от их назначения.
Но было бы неправильно закончить наше повествования на этих только плюсах. Дело в том, что на автомобилях по-прежнему могут иметь место вредные явления, которые способны вывести из строя самый лучший коммутатор. И здесь нелишне вспомнить о них.
Работоспособность системы зажигания мы чаще всего проверяем «на искру», но редко утруждаем себя тем, чтобы обеспечить предписанный стандартом зазор 7 мм между высоковольтным проводом и «массой» (вообще говоря, для этого лучше всего сделать простенький специальный разрядник). А величина эта назначена не зря. Если зазор меньше — трудно судить об исправности системы, если больше — возникающее электромагнитное поле дает сильную наводку и по проводам распространяются импульсы, которые губительны для коммутатора. Тот же эффект наблюдается, когда какой-то высоковольтный провод не до упора дослан в свое гнездо (например, в крышке распределителя).
Подобное явление имеет место и в том случае, когда клеммовый зажим неплотно прилегает к выводу аккумуляторной батареи. Скажем, так: во время ремонта клемму просто накинули, чтобы попробовать стартер, а при его включении в контакте началось искрение, поскольку ток очень велик. Следствие этого — опять-таки Импульсы, выводящие коммутатор из строя.
Наконец, хорошо известный факт: соединение коммутатора с массой (для этого там есть специальный вывод) должно быть надежным, незагрязненным и неокисленным.
И еще. Чрезмерно повышенное напряжение в бортовой сети для коммутатора тоже вредно. Правда, новый прибор в этом отношении более стоек, но и он при 18В (а такой уровень вполне реален при повреждении регулятора напряжения) выходит из строя через два часа. Не так уж скоро, до места ремонта можно добраться, но помнить об этом надо.