Сан-Поло и Санта-Кроче
Vaporetto Rialto, San Toma
Ключевая точка районов Сан-Поло (San Polo) и Санта-Кроче (Santa Croce), граница между которыми за века размылась,— бурнокипящий рынок Риальто (Mercatodi Rialto). С X по XVI век здесь находился торговый и финансовый центр Европы, а мост Риальто был чем-то вроде средневековой Уолл-стрит: именно тут зародилась мировая банковская система, именно тут придумали виртуальные расчеты, квитанции, дебет с кредитом и страхование морских перевозок. Теперь мост и подступы к нему отданы на откуп торговцам сувенирами, но чуть правее начинается настоящая жизнь: бранчливые хозяйки, жирные окорока, сыры, помидоры и, наконец, рыба, которую продают прямо на берегу Большого канала (только по утрам, со вторника по субботу; по вечерам это одно из самых пустынных мест в городе). Вокруг рынка, как водится, много отменных едален и рюмочных для своих, так что в обеденное время лучше квартала не найти. Надежные заведения — Bancogiro на набережной у моста, All’Arco на калле Окьялер (calle de VOchialer) и Do Mori в одноименном переулке.
После обеда можно пуститься на поиски францисканской базилики Фрари (I Frari, она же Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари), возведенной в XIII-XV веках. Она полна живописи и скульптуры высочайшего класса. Уже от входа в алтаре видна ослепительная «Ассунта» Тициана, который похоронен тут же, в гигантской гробнице у правой стены. Напротив — не менее внушительная гробница Антонио Кановы, сооруженная по его собственному проекту. Правда, почести скульптор предполагал воздавать не себе, а как раз Тициану — которому во Фрари принадлежит еще и чудная «Мадонна Пезаро». Великий предшественник Тициана Джованни Беллини представлен в сакристии, в правом конце трансепта, золотистой «Мадонной со святыми». Внимание стоит обратить и на гробницу дожа Николо Трона, и на раскрашенного «Иоанна Крестителя» Донателло.
Под стенами Фрари находится знаменитейшая из венецианских скуол (scuola). Вообще это итальянское слово означает «школа», но в Венеции так назывались церковные кружки, постепенно переросшие в нечто вроде профессиональных корпораций или религиозных землячеств. К концу республики таких скуол насчитывалось около четырехсот; семь самых богатых официально именовались Большими (scuolagrande). До нынешнего дня в действующем виде дожили только две: скуола Сан-Джорджо-дельи-Скьявони в Кастелло и скуола Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Святого Poxa, которому она посвящена, в Венеции почитали истерически: его специализацией была защита от чумы. Денег на скуолу дали много, и на ее роспись объявили тендер. Выиграл Тинторетто. За 23 года он заполнил своими полотнами всю постройку, заслужив от одного итальянского историка искусства прозвище «стахановец кисти». Главным шедевром считается 12-метровая «Голгофа» в зале Альберго (Albergo).
Покончив с обязательной программой, не стоит убегать из этого района: тут полно чудесных просторных кампо с древними церквями — Сан-Стае (San Stae), Сан-Джакомо-дель-Орио (San Giacomo dell’Orio), Сан-Тома (San Тота), Сан-Поло (San Polo). На каждом из них можно с большой приятностью проводить время, наблюдая за местными,— благо здесь несколько университетских корпусов и жизнь всегда бурлит.