Большой канал

Vaporetto San Marcuola, Са’ d’Oro, Rialto, San Samuele, Giglio, Salute, Ca’Rezzonico, San Stae, Piazzale Roma

Большой канал (Canal Grande) — главная улица Венеции, но для пешехода она недоступна: набережных здесь почти нет. Этот променад, на котором люди неподвижны, а дома скользят мимо, — своего рода кино древности.

Чтобы насладиться им как следует, лучше сесть на вапоретто №1, который идет медленнее других, и смотреть только на один берег (билет действителен в одну сторону, так что путешествие придется делить на две части).

Большой канал_001

Если плыть от вокзала в сторону Сан-Марко, первым заметным сооружением (после стоящей напротив железной дороги церкви Скальци) станет палаццо Вендрамин-Калерджи (Palazzo Vendramin Calergi) с синим причалом. Сейчас тут казино (во всей Италии игорных заведений только пять), но вообще этот дворец конца XV века включен во все учебники архитектуры как пример переноса на венецианскую почву (или скорее воду) принципов высокого ренессанса, выработанных во Флоренции. В 1883 году здесь умер Вагнер.

Следующее палаццо, достойное особого упоминания, готическое Ка-д’Оро (Ca’d’Oro), которое имеет репутацию самого красивого на Большом канале (слово «ка» означает casa, то есть просто дом; Ка-д’Оро — «золотой дом»). При постройке, в 1420-1430-х, здание было выложено сусальным золотом и раскрашено ультрамарином и киноварью, наиболее дорогими красками того времени. Для престижа наняли ту же бригаду, что работала во Дворце дожей. Здание сменило много владельцев; одним из них оказался князь Трубецкой, в 1847 году подаривший этот дом балерине Тальони. Уже почти сто лет здесь располагается музей (Са‘d’Oro — Galleria Francbetti), куда можно заглянуть ради потрясающего «Святого Себастьяна» Мантеньи (1506).

Большой канал_002

Неказистое Када-Мосто (Ca’da Motto) сразу после следующего канала — совершенно обычное палаццо, но очень древнее, XIII века. Хорошо видна его структура, типичная для выходящего на канал дворца: внизу он открыт в воду — там был вестибюль, где складывались семейные гондолы и товары (почти все аристократы занимались бизнесом); на втором этаже — ряд окон идущего в глубину парадного зала; по бокам — мелкие помещения для домочадцев и челяди. Одно время Када-Мосто был частным отелем; под именем графа и графини Северных в нем останавливались цесаревич Павел Петрович и его жена Мария Федоровна.

Грузная постройка прямо перед мостом Риальто — Фондако-деи-Тедески (Fondaco dei Tedeschi), Немецкое подворье, где в прошлом квартировали и держали свое добро заальпийские купцы. Фасад расписывали Джорджоне и Тициан; остатки этих росписей можно увидеть в Музее Ка-д’Оро. В 2008 году группа компаний Benetton купила здание и наняла Рема Колхаса, чтобы превратить его в универмаг с панорамной террасой, общедоступным крытым двором и неслыханной для Венеции наглостью — эскалаторами.

Большой канал_003

Собственно мост Риальто (Ponte di Rialto) — едва ли не самое знаменитое сооружение на всем Большом канале. Некогда здесь был наплавной мост, потом — разводной. В 1524 году решено было, наконец, построить каменный, и после шестидесятилетних дебатов сенат выбрал проект Антонио да Понте (по-нашему — Мостовщикова), потому что он предложил облегчающий судоходство вариант с одним пролетом.

За мостом самые заметные сооружения — изящное белое палаццо Корнер-Спинелли (Palazzo Comer-Spinelli, 1490- 1510) работы Кодусси и громоздкое палаццо Грасси (Palazzo Grassi), одно из самых поздних на Большом канале (1748-1772). Его заказчики получили доступ в реестр знати, профинансировав войну с турками; сейчас в продолжение нуворишеской традиции здесь выставляет (по частям) свою коллекцию современного искусства французский миллиардер Франсуа Пино.

Последний заметный дворец по этой стороне канала — палаццо Корнер-делла-Ка-Гранде (Palazzo Comer della Са’Grande), ныне префектура полиции. Владелец в 1530-х заказал дом приезжей архитектурной звезде — Сансовино. Это очень смелая для того времени постройка: в модном римском стиле, с рустованным нижним этажом и огромным внутренним двором.

Большой канал_004

Обратный путь начинается со стрелки острова Дорсодуро, осененной золотым шаром Морской таможни (Dogana di Маге). Тут нынче тоже владения Франсуа Пино: его новый центр современного искусства Пунта-делла-Догана (Punta della Dogana) открылся в 2009 году; реконструкцией занимался японец Тадао Андо, отметившийся и в палаццо Грасси.

Музеи — главное развлечение вплоть до следующей остановки: вапоретто проплывает еще и мимо недостроенного палаццо Веньер-деи-Леони (Palazzo Venierdei Leoni), чьи владельцы утверждали, что ведут свой род от самой Венеры. Их резиденции предстояло затмить все строения на Большом канале, но ни на что, кроме цоколя, денег не хватило. Теперь здание занимает Коллекция Пегги Гуггенхайм (Collezione Peggy Guggenheim), прожившей здесь тридцать с лишним лет. Музей привлекателен не только собранием искусства первой половины XX века (Пикассо, Брак, Кандинский, Магритт, де Кирико и другие), но и красивым садом с рестораном.

За Академией (стр. 171) в глаза бросается монументальное Ka-Реццонико (Са’Rezzonico) с музеем XVIII века внутри, затем — длинное Ка-Фоскари (Са’ Foscari, 1435) на повороте канала, некогда самый большой в Венеции частный дом, а теперь — университет.

Большой канал_005

Отсюда и до Риальто ничего выдающегося не показывают; у моста стоит взглянуть на рынок Риальто, который, впрочем, лучше осматривать не с воды: архитектура особыми достоинствами не обладает в отличие от продаваемой там снеди. Самое масштабное здание в этих краях — Ка-Пезаро (Са’ Pesaro) того же Лонгены, что строил Ка-Реццонико.

Миновав длинное зубчатое Зернохранилище (Deposito del Megio), где республика держала неприкосновенный запас продовольствия (хлеб из этой муки пекли всего четыре раза), вапоретто причаливает у автобусной станции на пьяццале Рома (piazzale Roma). Тут находится последний, четвертый мост через Большой канал, построенный в 2007 году испанцем Сантьяго Калатравой. Скандал вокруг него случился огромный, но, в сущности, архитектор проявил невероятную, излишнюю даже деликатность.

Там, где нет мостов, через Большой канал надо переправляться на вапоретто особый билет на одну остановку называется трагетто, tragbetto, и стоит €3 или на специальной большой гондоле (тоже трагетто), в которой принято плыть стоя (причалы и расписания указаны на всех транспортных картах; работает такая переправа, как правило, только в первой половине дня).

Большой канал_006

Меню Shape

free accordion joomla menu

Юмор и анекдоты

Юмор